«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
С высокого холма в Ароне смотрит святой Карло Борромео на владения своей семьи - чудесное озеро Маджоре и острова архипелага Борромео. В Евангелии есть строки о том, как. трудно богатому человеку попасть в рай. Борромео был не просто богат - он был фантастически богат. И тем не менее он, по утверждению Церкви, не только попал в Царствие Небесное - он был свят. Давайте посмотрим, как у него это получилось: а вдруг кому-нибудь его опыт окажется полезен.
Карло родился в 1538 г. в Ароне. Будучи вторым сыном владетельного князя Джильберто, он, по обычаю знатных семей, уже в 12 лет принял постриг. Подобная практика была распространена во многих странах - чтобы при наследовании владение не дробилось, его передавали старшему сыну, а младший уходил в монастырь (а иногда "уходили" старшего сына, как это было, например, со Святославом в Киевской Руси)*. При всей спорности (или даже сомнительности) участия Господа в подобном "призвании" (а ведь Церковь утверждает, что именно Он выбирает себе служителей), были в нем и свои плюсы. Ребенок с малых лет готовился к будущему служению, зная, чему посвятит жизнь. Так и Карло уже в 22 года стал кардиналом и был переведен в Рим. Конечно, можно сказать, что этому немало поспособствовал папа Пий IV, его дядя, принадлежавший к весьма известной семье - Медичи. Но так или иначе, Карло основал в Риме Академию, активно участвовал в работе Тридентского собора, при этом он оставался, по свидетельству современников, вполне светским человеком в своих увлечениях - он хорошо играл на лютне и виолончели, любил охоту, шахматы, роскошные праздники, но всегда усердно исполнял служение.
В 1562 г. внезапно умер старший брат Карло, и теперь он мог просить о снятии обетов, чтобы стать главой семьи. Ведь по сути он не был душепастырем - его деятельность носила чисто административный и политический характер. Но Карло увидел в этом событии особый знак: необходимость выбора между роскошью светской жизни и служением Господу. И он решает принять рукоположение. Кстати, до Тридентского собора кардинал не обязательно должен был быть священником - это была скорее почетная должность для младших сыновей знатных семейств. И именно Карло Борромео активно отстаивал на соборе мнение о необходимости для кардиналов священнического сана.
Став священником, а затем епископом и архиепископом, Карло остается в Риме ближайшим соратником и советчиком Папы вплоть до смерти последнего, который скончался у него на руках в 1565 г. Через год при его поддержке на Святой престол взошел Михаил Гислиери - Пий V, после чего Карло переехал в Милан, став архиепископом местной диоцезы. Под его началом оказалось 15 епископов Ломбардии, Пьемонта и Лигурии. Здесь первоочередными задачами стали укрепление порядка и дисциплины в монастырях, а также борьба с протестантскими тенденциями. В то время нередко можно было услышать даже от епископа, что облатка не может содержать Тело Христово - слишком уж она маленькая. Тогда Борромео основал конгрегацию Облаток св. Амвросия для священников, напрямую зависящих от архиепископа и занимающихся обучением клириков.
Посещая один за другим приходы своей епархии, Карло вникал в мельчайшие детали жизни народа и клира. Его инструкции касались даже того, что нужно брить бороды и не класть в свою постель маленьких детей, поскольку многие из них задыхаются во сне, запутавшись в бородах или придавленные взрослыми.
Молодой епископ тратил состояние своей семьи, помогая бедным, сиротам, старикам. Таким образом, богатство оказалось не препятствием, а одним из ключей к Царствию Небесному.
Но далеко не весь путь будущего святого был усыпан розами. Его стремление навести порядок в монастырях нравилось далеко не всем. Недовольный монах Джироламо Донато выстрелил из аркебузы ему в спину в тот момент, когда он молился в часовне. Выстрел попал в голову, но мистическом образом застрял в кардинальской шапочке. Архиепископ продолжал носить этот головной убор и дальше, считая, что образовавшаяся дырочка только украшает ее. Священники церкви Санта Мария делла Скала даже пытались предать его анафеме. Взявшись за руки, они преградили ему вход в храм, выражая протест против
пастырского визита архиепископа. Городские власти писали на него доносы в Рим и Мадрид (Милан в то время подчинялся Испании), губернатор установил за ним слежку. Но Папа и император Филипп II поддерживали Карло. В 1579 г. они вместе выразили протест губернатору в связи с чрезмерной длительностью карнавала. Он длился все воскресенья Великого Поста. Через год ситуация изменилась.
Карло был благодетелем в глазах народа еще и потому, что выступал против деятельности испанской инквизиции в Милане. Еретики, конечно, преследовались и в столице Ломбардии, но не так жестоко как в других странах Европы.
Карло Борромео умер 3 ноября 1584 г., 46-ти лет от роду. В конце его недолгой жизни былая любовь к роскоши сменилась любовью к аскезе: он ел один раз в день, кроме праздников, нередко его видели босоногим в процессии с веревкой на шее. Карло возражал, чтобы его, согласно обычаю, похоронили в соборе Милана, предпочтя роскошному саркофагу простую могилу в основании храма.
Что ж, судьба, с одной стороны, вполне достойная, а с другой - не такая уж уникальная. Многие церковные иерархи - и не только - достойно исполняли свое служение, даже с риском для жизни. Почему же признан святым именно Карло Борромео? Неужели правы те, кто утверждает, что даже святость в Церкви можно купить? Ведь действительно очень многие святые - короли, князья, Папы, епископы - т.е. богатые люди. Среди остальных большинство составляют монахи, причем, чем богаче орден, тем больше его членов признано святыми. Почему так происходит?
Прежде всего, введем различие между святостью и канонизацией, т.е. церковным признанием святости. Только Господь знает всех своих святых, а Церковь - лишь некоторых. Поэтому любой канонизированный - свят (хотя история знает примеры, когда Церковь признавала ошибочность канонизации - в основном это касалось первых христиан, сведения о которых носили легендарный характер), но не любой святой канонизирован. Таких святых - не канонизированных Церковью - мы и почитаем в день Всех Святых. А теперь поговорим о взаимосвязи богатства и канонизации. Конечно, наивно было бы отрицать возможность того, что иногда здесь были злоупотребления. И все же чаще всего дело в другом - процесс канонизации - весьма дорогостоящее дело. Только на первом этапе сбора информации требуется опросить сотни свидетелей жизни, деятельности и смерти кандидата на канонизацию, получить их собственноручно подписанные и нотариально заверенные показания; найти и скопировать (заверив копии) документальные свидетельства в архивах; доказать, что после смерти кандидат остается весьма почитаем и известен в широких кругах (а для этого надо распространить информацию о нем, т.е. подготовить публикации, фильмы, памятники и пр.) и т.д., и т.п. А впереди еще организация деятельности "адвоката дьявола" - человека, призванного максимально критично проверить достоверность представленных сведений; затем следуют процессы беатификации, т.е. признания кандидата блаженным, и непосредственно канонизации. Всю эту деятельность должны финансировать те, кто заинтересован в признании кандидата святым - семья, монашеский орден или приход (чаще епархия, отдельные приходы для этого слишком бедны). Понятно, что от их богатства зависит и качество, и темпы сбора материалов, а следовательно, и результат. Совсем избежать этого нельзя, ведь если Церковь не подойдет к этому вопросу со всей тщательностью, в нее в очередной раз полетят камни.
Так что не переживайте - даже если Вы не король и не архиепископ, шанс стать святым у Вас есть. Ну, а канонизация... Пусть будет хуже тем, кто не разглядел Вашей святости.
*В московском храме святого Людовика несколько лет назад был настоятелем священник, принявший в свое время сан по тем же соображениям. Он рассказывал, отвечая на вопрос о призвании, что еще с 4-5-летнего возраста знал, что его ждет такой путь, и никогда не задумывался о возможности изменить судьбу.