«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
Любопытно, но некоторых святых Сицилии знают даже те, кто далек от Церкви и ее истории. Не верите? А Санта Лючия? Никогда не напевали? Да, святая Лючия, упоминаемая даже Данте как символ духовного света и сияющей благодати, родом с Сицилии. Она отказалась выходить замуж, решив посвятить свою жизнь Богу, а оскорбленный жених пошел к проконсулу и, как выразились бы сейчас, заложил свою невесту – христианку (дело было во времена гонений на христиан). Девушку сначала заперли со свирепыми волками, а когда волки не тронули ее, перерезали горло.
По слегка странной христианской логике, Лючия стала покровительницей тех, кто страдает болезнями горла. Но поклонники более изысканных ассоциаций считают ее покровительницей тех, у кого проблемы со зрением, ведь именно глаза воспринимают физический свет. Так что просят Лючию о заступничестве и те, и другие, что в любом случае не вредно.
Еще одна сицилианская святая пользуется широкой известностью – Агата, покровительница Катаньи. Ее история почти полностью повторяет судьбу Лючии, только ее женихом был сам консул Квинциано, который и приговорил ее к смерти. Об Агате известно настолько мало, что ее можно было бы счесть легендарной фигурой, если бы не то обстоятельство, что ее культ возник практически сразу после ее смерти, то есть ее почитали те, кто из первых рук знал о событиях.
В отличии от Агаты, святой Еупло, тоже мученик и тоже из Катаньи – фигура абсолютно историческая, он упоминается и в римских, и в греческих источниках. Но опять-таки по странной логике он мало кому известен за пределами Катаньи, разве что в Мессине.
Как известно, особым почтением пользуются те Церкви, в основании которых принимали участие апостолы и которые «стоят на крови мучеников». Так вот, святые Анция и ее сын Елевтерио были крещены самим апостолом Павлом. Елевтерий вырос и стал епископом, а затем вместе с матерью принял мученическую смерть. Где это произошло, никому не известно, но обращение произошло а Мессине.
Святой Калогеро из Шакки пришел в Рим откуда-то с эллинистического Востока, но не как паломник, а чтобы послужить Церкви, которую он считал сердцем христианства. Папа благословил его и послал в Сицилию. Там на горе Кронион Калогеро построил скит и провел в нем 35 лет – его санктуарий можно посетить и сегодня. И если уж мы сегодня говорим о странной логике, то зададимся вопросом, почему ради такого служения надо было пройти полмира, неужели нельзя было построить скит поближе к дому?
Блаженный Джулиано из Палермо тоже мечтал об отшельнической жизни и стал монахом – бенедиктинцем. Но Бог распорядился иначе. Властитель Туниса, принявший христианство, был поражен уравновешенностью и благоразумием Джулиано, что упросил аббата послать его в Тунис для проповеди и, самое главное, примирения христиан и мусульман. С 1438 по 1452 гг Джулиано курсировал между Палермо и Тунисом, исполняя не только пастырские, но и дипломатические поручения, в частности, помогал освобождать захваченных европейцев. Интересно, что начал он свою миссию с создания госпиталя, причем оснащенного по последнему слову техники.
Блаженная Евстохия из Мессины сначала в общем-то не стремилась к монашеству. Но после того, как один за другим умерли два ее жениха, девушка решила, что лучше один бессмертный Жених, чем несколько смертных. Она ушла в монастырь святой Клары, а через 11 лет основала собственный монастырь, потратив на это все средства своей семьи.
В 1624 г. в Палермо разразилась эпидемия чумы. Молитвы о заступничестве всех известных к тому времени святых покровителей ни к чему не привели, поэтому жители отправились на поиски и в одном из гротов горы Пеллегрино обнаружили нетленные мощи какой-то девушки. Их перевезли в кафедральный собор, и эпидемия тут же пошла на убыль. А несколькими неделями позже в другом гроте была найдена надпись на латыни «Это я, Розалия Синибальди». Из архивов узнали, что это дочь короля Гульельмо Первого. Она также хотела посвятить жизнь Богу, но не рискнула открыто сообщить об этом и сбежала в покрытые лесами горы, где и прожила несколько лет, умерла там же в районе 1160 г. Интересно, почему девушкам так не хотелось замуж? Может быть, из жителей Сицилии мужья получаются не очень?..
Но самая экзотичная судьба у святой Уливы. Когда император Джулиано остался вдовцом, он решил жениться на девушке с такими же нежными и легкими руками, как у его умершей жены. Но такие руки оказались только у его дочери Уливы. Чтобы избежать скандала, девушка изрезала себе руки. Оскорбленный император (как легко они оскорбляются! Может, в этом причина?) приговорил дочь к смерти, но стражники пощадили ее и оставили в лесу.
Там Уливу нашли странники и доставили к королю Бретани, который сделал ее няней для своего малыша. Но что-то там случилось, и ребенок умер. В его смерти обвинили няню и отправили ее обратно в лес. Через какое-то время девушка нашла приют в монастыре, но вскоре священник обвинил ее в краже литургического драгоценного кубка. Уливу бросили в ящике в море и течение вынесло ее к берегам Испании.
Король Кастильи влюбился в нее и сделал своей женой вопреки воле матери. Но опять что-то произошло, и король вернул Уливу в ящик, а ящик в море. Кажется, речь шла о ревности.
На этот раз ящик поплыл против течения – вверх по Тибру до Рима. Здесь Уливу нашел раскаявшийся муж, а также она примирилась с отцом-императором.
Из этого изложения нелегко понять, в чем же святость Уливы (кстати, как вы думаете, чьей покровительницей она может быть?). Правда, в традиции Церкви считать, что чудеса свидетельствуют о святости, а плавание ящика против течения – это безусловно чудо.
Интересно, что в Русской Православной Церкви есть святой с очень похожей судьбой – епископ Иоанн Новгородский. Он тоже был обвинен в краже церковного имущества, а затем в прелюбодеянии. В конце концов разгневанные горожане бросили его в ящике в Волхов. Но ящик поплыл по реке вверх, и новгородцы тоже расценили это как чудо, выловили епископа и вернули его на кафедру, а потом и канонизировали.
Да, неисповедимы пути Господни и служителей Его…