«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
29 июня Церковь отмечает день святых апостолов Петра и Павла. И это не единственный случай, когда два апостола объединены – иногда даже кажется, что это близнецы-братья: вспомним хотя бы бесчисленные Петропавловские храмы, причем они есть и у католиков, и у православных, и у лютеран. Что же их объединяет?
Петр – иудей, малообразованный рыбак из Вифсаиды. Он был женат, имел дом в Капернауме. Когда Иисус сел в его лодку, и Петр понял, кто перед ним, то попросил Господа: «Выйди от меня, ибо я человек грешный». После обращения Иисус сменил ему имя (раньше его звали Симон).
Петр присутствовал практически при всех значимых событиях евангельской истории, но это не помогло ему понять своего Учителя: он все время просит объяснить ему притчи, слова и поступки Иисуса. Сам Господь называет его маловерным и Сатаной. Петр отказывается от омовения ног, засыпает во время Гефсиманского борения, отрубает ухо стражнику при аресте Иисуса. Он клянется не отрекаться от своего Учителя и трижды отрекается. Он не узнает Христа на Тибериадском озере после Воскресения.
Но Петр любит Иисуса, и тот называет его камнем, на котором будет построена Церковь, поручая Петру пасти овец Своих, уточняя, что посылает его к погибшим овцам Израиля.
После Сошествия Святого Духа Петр начал проповедовать и совершать чудеса, прежде всего исцеления. А также смерть Анании и Сапфиры за кражу. Петр пользовался большим авторитетом среди апостолов и написал два послания, посвященных наставлениям в благочестивой жизни. Подвергшись гонениям, Петр был освобожден из заключения ангелами. В соответствии с предсказанием он принял мученическую смерть – был распят. Это, конечно, очень краткое и упрощенное изложение, но самые основные моменты биографии этого апостола здесь есть.
Павел же родился в Тарсе, был образованным человеком – учился у известного ритора Гамалиила, его специальность – делать палатки. Иисуса он никогда не видел, но был яростным гонителем христиан. И вот по дороге в Дамаск, куда он отправился по собственному желанию, чтобы искоренить местную христианскую общину, его остановил Иисус и спросил, за что тот Его гонит. Павел сразу же уверовал, но все же ослеп на три дня.
А в это время Господь послал к нему Ананию и Варнавву, которые исцелили его и отвели к апостолам. Но те, зная Павла как гонителя, его боялись. Кстати, Господь и ему сменил имя – до обращения Павла звали Савлом.
Павел сразу же начал проповедовать, но не к погибшим овцам Израилевым, а к язычникам. От иудеев же он, напротив, претерпевал гонения. Он не только проповедовал, но и исцелял, но более всего боролся с лжепророками, заклинателями и чародеями. Во время голода в Иерусалиме он собирал пожертвования для Иерусалимской Церкви.
Павел также написал множество посланий, разъясняющих основные моменты христианства.
Кстати, заметим, что хотя мы и называем Павла апостолом, он им не был. Апостолов, как все знают, было 12 – сначала в их число входил Иуда, а после распятия Иисуса был избран Матфий. Таким образом, Павел в число 12 апостолов не входит. Хотя именно о нем можно сказать: «блаженны не видевшие, но уверовавшие».
Павел был арестован, но ангелы освободили его, хотя позже он все равно принял мученическую смерть – был обезглавлен. Господь назвал его Своим избранным сосудом.
Не очень много общего в этих биографиях, не правда ли? Собственно, схожи они только сменой имени, исцелениями, чудесным освобождения от ареста и мученичеством. Так почему же два таких разных человека все время упоминаются вместе? Казалось бы, гораздо логичней объединить Петра с Иоанном – тоже апостолом, любимым учеником Христа, также присутствовавшим практически при всех евангельских событиях. Или с братом – апостолом Андреем. Или с другом Иисуса Лазарем. Но слиты воедино именно Петр и Павел. Кстати, они даже друзьями-то не были, да и встречались редко – вот разве что оба выступали против обрезания язычников.
Можно выдвинуть несколько версий. Петр, конечно, камень, на котором стоит Церковь, но со страниц Нового Завета на нас смотрит человек не слишком сообразительный, не слишком храбрый и даже не слишком верующий. По сравнению с ним Павел – фигура яркая, не отметить которую невозможно. А поэтому почитать одного и игнорировать другого было бы противоестественно.
Может быть, дело в том, что Петр был послан к иудеям, а их сегодня среди христиан явное меньшинство. А ко всем остальным был послан Павел.
Может быть, так становится более отчетливой концепция вселенской Церкви во всем многообразии призваний, путей, характеров и так далее.
А может, все проще – союз фанатика веры (Павла) и фанатика любви (Петр) дают нам надежду. Вера, надежда и любовь – три основных христианских добродетели. И каждый волен выбрать свой путь к ним и к спасению. Эта странная логика… Как говорил святой Павел, христиане – это те, кто идет за безумием креста.