Духовные супруги

Как-то я услышала хорошую фразу: мужчина идет за Богом, а женщина - за мужчиной. Еще говорят, что монашествующие должны оставлять все человеческие привязанности в миру. Но сегодня мы познакомимся с тремя самыми известными парами святых – своего рода духовными супругами.

О романтической - в самом высоком смысле слова - истории святых Клары и Франциска Ассизских слышали, наверное, все. Но я повторю основные события.

Восемнадцатилетняя красавица Клара была очарована Франциском – к этому моменту уже монахом и основателем нищенствующего францисканского ордена, - с первого взгляда. Они часто встречались, всегда тайно, в чем им помогала сестра Клары Агнесса и ее подруги. Клара, которую родители уговаривали задуматься наконец о замужестве, чувствовала необходимость принять решение. В решающем разговоре Франциск ей сказал: "Скоро Вербное воскресенье. Ночью ты выйдешь за городские ворота. Мы с братьями будем тебя ждать". Так Клара и поступила. "Вот и ты! Слава Богу!" - воскликнул Франциск, увидев ее в церкви. Он взял девушку за руку, и они медленно двинулись к алтарю. Перед ним все опустились на колени. Потом Франциск встал и спросил: "Клара, хочешь ли ты в смирении и бедности славить Бога?" - "Я жажду этого", - ответила Клара...

Один из братьев подал ей рубище - такое же, как на всех остальных. Девушка переоделась. "Это мой подвенечный наряд", - подумала Клара. Кто-то подал ей ножницы, и она остригла свои локоны. Ее охватили одновременно и стыд обнаженности, и упоительная свобода... (Это не мое больное воображение, это изложение книги Е. Ференц "Святая Клара Ассизская"). Не правда ли, ассоциации однозначны: это было венчание. С Богом? Не уверена. Во всяком случае, не только с Ним.

А потом Франциск устроил для Клары монастырь. И запер ее в нем с первыми насельницами - сестрой Клары Агнессой и подругой Боной. Франциск запретил им собирать милостыню, поэтому они практически не выходили за монастырские стены. Братья обещали приносить пищу и все необходимое. Сестры должны были пребывать в спокойствии и уединении, в молитвах и труде, чтобы мирские дела не мешали им. И больше Клара почти не выходила "в свет". В общину приходили новые девушки, - некоторых посылал Франциск, другие сами находили в нее дорогу. Так Клара стала матушкой. Так что эта необычная "семья" имела "детей", правда, в числе последних в некий момент оказалась даже мать Клары и Агнессы святая Ортолана.

Спустя десять лет после основания монастыря Франциск пригласил Клару к себе в Порциункулу. Это стало самым большим праздником в ее жизни. Собственно, за этот праздник она и заплатила всей своей жизнью. Дороговато? Не нам судить, хотя...

Франциск сказал Кларе, что в следующий раз они увидятся после его смерти. Так и вышло. Он умер 3 октября 1226 г. Братья отнесли его тело к монастырю Клары, чтобы она и другие сестры могли с ним проститься.

Должно было пройти четыре века, чтобы появилась следующая пара. Святой Франциск Сальский родился в 1567 г. – он был первенцем господина де Вуаси, главы одной из древнейших и знатнейших семей Савойи. Учился сначала в университете Парижа, потом в Падуе, где получил докторскую беретку. Вернулся на родину и стал адвокатом Сената Шамбери.

Но в 26 лет он ощутил призвание к церковной жизни и стал священником, а затем епископом Женевы – города почти полностью кальвинистского. Его деятельность стала практически постоянной полемикой, причем он нашел новые формы – расклеивал листовки на стенах домов. Потом эти листки передавались из рук в руки. Вот поэтому он и считается первым журналистом и покровителем работников СМИ и религиозных писателей. Сочинения Франциска принесли ему славу великого писателя и звание Учителя Церкви.

На Великий пост 1604 г. епископ Женевы Франциск проповедовал в Дижоне. Там он и увидел первый раз Жанну де Шанталь, которой было тогда слегка за 30 лет. Женщина была во вдовьем одеянии, но даже оно не показалось достаточно скромным для Франциска, считавшего, что внутренняя скромность должны проявляться и во внешнем облике. “Вы хотите выйти вновь замуж, синьора?” – спросил он Жанну. “Нет”. “Хорошо, кивнул епископ быстро окинув ее взглядом, - Тогда было бы лучше убрать рекламу”. Согласитесь, не любая женщина продолжила бы общение после такой реплики. Но что-то сразу же связало этих двух людей.

Жанна была дочерью Президента Дижона, родившейся в 1572 г. В замке Бурбильи она познакомилась с бароном де Шанталь и в 20 лет стала его супругой. Это был очень счастливый брак, в котором родилось четверо детей. Но через 8 лет несчастный случай на охоте отнял у Жанны любимого мужа. Женщина погрузилась в депрессию. Ее спасали только необходимость заботиться о еще маленьких детях и мужественная, даже страстная вера.

После первой же встречи Франциск стал духовником Жанны, действуя со свойственным этому святому тактом. Женщина все чаще говорила о своем желании покинуть мир и жить только для Бога. И епископ решил устроить ей экзамен. “Послушайте, - сказал он однажды, - Вам надо вступить в монастырь святой Клары”. “Я абсолютно готова, отец мой”, - ответила баронесса. “Нет, - заметил Франциск, - Вы еще недостаточно сильны. Вы должны стать сестрой в больнице”. – “Все, что Вы скажете”, - согласилась Жанна. Епископ продолжил: “Но это не все, чего я хочу: Вы должны стать кармелиткой”. “Я готова подчиниться”, - ответила вдова.

Испытав послушание Жанны, святой изложил ей свой проект нового сообщества “Визитации” (“Посещение”) женщин, посвятивших себя уходу за больными. Жанна де Шанталь вновь согласилась, но на этот раз с большим сомнением и трепетом сердца. Чтобы понять, почему, вспомним, что вплоть до начала 1600 г. в церковной жизни у женщины был единственный путь – в затворничестве, за решеткой, в монашеских одеждах (вспомним хотя бы о святой Кларе). Апостольская деятельность считалась слишком опасным и сугубо мужским делом. То, что предлагал Франциск Сальский, предполагало нечто совсем иное – жизнь, посвященная уходу за больными, неизбежно требовала выхода из затвора. Но прошло несколько лет, Жанна устроила выросших детей и дала им все земные блага и стала первой сестрой визитандинкой, приняв имя сестры Франчески. И все эти годы – и последующие – Франциск был ее начальником и духовником, а она – его вдохновительницей и утешительницей.

И хотя основанное ими сообщество получило широкое распространение и известность, мнение светского общества было категорически отрицательным. Визитандинкам пришлось стать монахинями – затворницами. С грустной иронией Франциск говорил: “Не знаю, почему все называют меня основателем, коль скоро я разрушил то, что хотел основать!”

Франциск умер в 1622 г. в Лионе, где он проводил беседы со священниками. Год спустя его тело было перевезено в Аннеси – в первую обитель визитандинок.

К моменту смерти Жанны Франчески в 1641 г. существовало уже 75 обителей, большую часть которых основала она сама – в духе Франциска. И может быть, этой истории не хватает внешнего тепла, но все же отметим некоторый прогресс: Франциск Ассизский встретился с Кларой после ее пострига за пределами монастыря всего один раз, вообще не допуская ее выхода в мир. Жанна стала истинной соратницей и подругой Франциска Сальского.

Следующая пара шла прямо вслед за Франциском и Жанной, более того, они были знакомы. Антонио Сикари так характеризует Винсента де Поль и Луизу де Марийак: “Эти два человека были предназначены друг для друга еще в большей степени, чем это случается в браке”.

Дядя Луизы был канцлером и хранителем королевской печати, другой дядя – маршалом Франции. Но к Луизе это никакого отношения не имело. Ее отец после смерти жены сошелся с какой-то женщиной, чье имя история не сохранила, и от этой связи родилась девочка. Отец дал ей свое имя, но не сумел дать никаких юридических прав. Она так и осталась незаконнорожденной. Когда Луизе исполнилось 13 лет, отец умер, девочку отдали в частный пансион. Ситуация очень травмировала девушку, и в 21 год она решила уйти в монастырь, причем самого строгого затворнического ордена. Но ей отказали по причине слабого здоровья. И тогда вмешалась богатая родня, настояв на том, чтобы она вышла замуж за 40-летнего буржуа, Ле Гра. Брак оказался неудачным – Луиза была непокорной, муж – раздражительным, а у родившегося ребенка отмечалось замедленное умственное и физическое развитие. Привязанность к сыну приобрела у Луизы болезненные формы. Потом тяжело заболел муж. Женщину мучили угрызения совести – то из-за того, что она не добилась ухода в монастырь, то из-за того, что она плохая жена и мать. Развился невроз.

14 июня 1626 г. произошла встреча, изменившая всю жизнь Луизы, которой было к тому времени 35 лет. Винсент де Поль был на 10 лет старше. Вначале они абсолютно не понравились друг другу. И не удивительно. Судьба Винсента была в чем-то похожа, а в чем-то противоположна судьбе Луизы.

Жучок, подтачивавший сердце будущего святого, сидел в самой его фамилии: частичка “де” намекала на благородное происхождение, но жил мальчик в селении из 50 глинобитных домов и с 6 лет он стал свинопасом. И лишь благодаря местному помещику ему удалось получить образование. Но еще очень долго Винсент стыдился своего происхождения.

Пройдя очень странный путь, на котором он прошел через сомнительное рукоположение, тюремное заключение, был в свите папского легата и наконец стал капелланом королевы Маргариты де Валуа. И именно в этот период, в соответствии с неизъяснимой логикой Провидения, Винсент де Поль обратился сердцем к беднякам. И он нашел самое удивительное решение, объединив вокруг себя дам из высших слоев общества, готовых помогать бедным – от них он получал и экономическую, и практическую помощь. Во Франции возникла “мода на благотворительность”. Среди сподвижниц Винсента были и королева Анна Австрийская, и принцесса Мария Гонзага, будущая королева Польши.

Но Луиза, рафинированная и чувствительная, уже овдовевшая к этому времени, никогда бы не пришла к грубому и мужиковатому на вид Винсенту, если бы не… Франциск Сальский. Она исповедовалась у него вплоть до его смерти, и он же рекомендовал ей этого “неказистого, коренастого священника, крестьянина с проницательным взглядом, одетого слишком бедно”. Если бы не послушание, к которому умел приводить епископ Женевы (вспомним о Жанне), Луиза не сделал шаг навстречу Винсенту.

Сначала де Поль зачислил ее в ряды своих “дам – благотворительниц”, а потом… потом они создали общество “дочерей милосердия” или “серых сестер”. Им удалось то, что не получилось у Франциска и Жанны: “серые сестры” шли туда, куда не добирались ни монахини – затворницы, ни “дамы – благотворительницы”. Сначала в больницу, потом в приют для детей – подкидышей, далее – в тюрьмы и на галеры. И “серые сестры” несли туда не только духовную поддержку: они мыли камеры, стирали белье, готовили еду, бинтовали раны. Винсент говорил, что они должны “быть как лучи солнца, которые постоянно падают на грязь, но остаются чисты”. И возглавила Дочерей милосердия, конечно, Луиза де Марийак. Что давало ей необходимые для этого силы? Может быть, письма Винсента?

“Я хочу, чтобы Вы были одним из самых совершенных образов, созданных по подобию Бога,.. а я чтобы, благодаря Его любви, стал одним сердцем с Вами”.

“Один только Бог знает, что значу для Вас я и что такое Вы для меня… Мое сердце больше не принадлежит мне, оно Ваше в сердце Господа нашего”.

С 1629 по 1633 год Луиза побывала почти в 20 общинах. И вот как напутствовал ее Винсент: “Молю, чтобы благодать Божия осенила все Ваши дела, чтоб Он утешил Вас в долгой дороге, укрыл тенью от палящего солнца, уберег от дождя и мороза, послал покой и отдых, когда Вы устали, и силы – в труде.., а под конец вернул Вас в добром здравии и переполненной добрыми делами”.

5 февраля 1633 г., в годовщину свадьбы Луизы де Марийак и Антуана Ле Гра, вдова попросила Винсента отслужить заупокойную мессу, а он, ни слова не говоря, отслужил чин венчания…

30 лет с той поры они провели вместе. И умерли с разницей в несколько месяцев.

Богословие Винсента и Луизы просто: Бог есть Милосердие, Его любовь явлена нам в человечности Его Сына – значит, чтобы не расходиться с истиной Воплощения, человечность должна быть полна любви, любви к плоти. И распятое тело Иисуса наиболее полно находит свое отражение в телах бедных, больных, страдающих.

Вот такие три истории из жизни святых. Три истории любви – чистой и плодоносной: по сей день живут среди нас францисканцы и кларисски, визитандинки и “серые сестры”.

Мужчина идет за Богом, женщина – за мужчиной. Но если их связывает любовь, они могут проделать свой путь втроем.