«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
В мае 2002 г. мы празднуем целых два христианских праздника - Вознесение Христа и Сошествие Святого Духа.
Как известно, после Своего Воскресения Христос еще сорок дней провел со Своими учениками. И эти дни полны загадок. Во-первых, несмотря на то, что Он воскрес во плоти, Его никто не узнал. Принимает Его за садовника Мария Магдалина и узнает только по голосу. Не узнают Его ученики на дороге в Эммаус и только по разговору понимают, кто был их попутчиком. Не узнает и апостол Петр, и только преломление хлеба подсказывает ему, кто сидит у костра. Как же так? Значит ли это, что облик Христа Воскресшего существенно отличался от облика Иисуса до смерти? Или дело в чем-то ином?..
Собственно, все они узнавали Христа дважды: первый раз они в Человеке узнали и признали Бога, а второй - уже знакомого им Бога в случайно встреченном Человеке...
Загадка кроется и во фразе, которую говорит Иисус Марии Магдалине: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему". А что это значит? Почему нельзя к Нему прикасаться до Вознесения и как прикасаться после Вознесения? Значит ли это, что касаться надо не тела, но духа? Но мы сегодня и так не можем коснуться Его тела... Или под ним следует понимать материальные символы типа статуй, икон?.. А может - вот крамольная мысль! - речь идет о Церкви - Теле Христовом?..
Но если прикасаться к телу мы все умеем, то соприкасаться с духом дано не всем. Причем не только не всем людям, но и не всем верующим христианам... Самая простая загадка этих сорока дней - истории Иуды и Петра. Оба отреклись от Христа, оба Его предали. Причем, как кажется, Иуда раскаялся в своем предательстве значительно сильнее, чем Петр - в своем (правда, и предательство Петра было менее судьбоносным). Петр всего лишь расплакался, а Иуда, осознав свой поступок, повесился. Почему же Петру вручил Иисус ключи от Своей Церкви? И почему уже столько поколений поминают недобрым словом Иуду?
Во-первых, не до конца ясны мотивы предательства Иуды, в то время как причина у Петра вполне конкретна - страх за свою жизнь. Во-вторых, Иуда добавил ко греху предательства грех самоубийства. Согласно одной из трактовок, в этом проявилось неверие Иуды - неверие в Божественное милосердие. А может быть, Петр надеялся искупить свою вину... Евангелие - самая читаемая в мире книга. И самая загадочная. Но об этих загадках необходимо размышлять - иначе зачем они в тексте, "соавтором" которого является сам Бог?..