Тайны Рождества

Ночь - удивительное время в Библии. Это не время искушения (Иисуса дьявол искушал днем - Мт. 4), не время бесов (почти все сцены, связанные с ними, происходят тоже днем - Мт. 8; 9; 12, 17; Мк. 1), не время страданий (днем собирались побить камнями блудницу - Ин. 8, и Христа распяли днем). Это время откровений (во сне Иаков видит лестницу - Быт. 28, а затем борется с кем-то - Быт. 32, ветхозаветный Иосиф толкует пророческие сны - Быт 37; 40-41, а новозаветный Иосиф узнает о том, что Мария родит Сына Божьего - Мт.1, и что пора возвращаться из Египта - Мт. 2, а жена Ирода - что Иисус - Праведник - Мт. 27), время возрождения утраченных связей (ночью Иисус воскресает и сходит во ад, ночью Он усмиряет волны - Мт. 8, ходит по воде - Мт. 14, ночами беседует с друзьями - Ин.3). Ночью свершаются высшие замыслы: рождается Иисус, а затем празднует пасху с учениками. Оба эти события связывают Ветхий и Новый заветы - рождение Богочеловека знаменует сам переход к Новому завету, а празднование иудейской пасхи наполняется новым смыслом.

В этом же ряду находится и еще одна ночь - ночь поклонения волхвов - Мт. 2. Этот сюжет - один из немногих в Евангелии, носящий совершенно ирреальный характер. Кто такие эти волхвы, они же мудрецы, они же цари? С какого востока они пришли? Почему они решили поклониться царю Иудейскому, будучи сами царями, а затем, признав Его, вновь ушли? Казалось бы, они должны были остаться рядом с Тем, правда о ком была им открыта. И еще. Волхвы - не только мудрецы, но и пророки, об этом свидетельствуют их дары. Само их именование вызывает ассоциацию с Мелхиседеком - Быт. 14, царем Салимским и священником Бога Всевышнего, также обладающим пророческим даром, также непонятно откуда появляющимся на страницах Библии и также непонятно куда исчезающим, хотя явно имеющим большое значение - "Ты священник вовек по чину Мелхиседека". Но сегодня мы говорим не о Мелхиседеке, а о Каспаре, Мелхиоре и Бальтазаре.

Следующий вопрос - когда они пришли. Иисус уже родился, причем за некоторое время до их прихода (как минимум за то, которое требуется, чтобы дойти с "востока" до Иерусалима, а потом - до того места, куда привела их звезда) и, видимо, немалое. Последнее предположение обосновано еще и тем, что Ирод повелел убить младенцев до 2-х лет, выведав у волхвов время рождения Иисуса. Но новорожденного не спутаешь с 2-хлетним ребенком, а вот годовалого - возможно. А если Иисусу было около года, то почему Святое Семейство все еще находилось в Вифлееме? Впрочем, последнее совсем не факт: да, Ирод послал волхвов в Вифлеем, но они-то пошли за звездой, которая остановилась над местом, где был Младенец - в Евангелии не сказано, что это место было в Вифлееме. Вот Ирод убил младенцев в Вифлееме, но был ли там Иисус - вряд ли.

Следующий вопрос связан не с текстом Евангелия, а с церковной практикой. Почему в ночь Епифании мы рисуем мелом крест на двери? Самим празднуемым событием это с очевидностью не детерминировано. Возможная ассоциация - с десятой казнью египетской, перед которой израильтяне должны были взять агнца без порока, хранить его до четырнадцатого дня, затем заколоть, кровью помазать двери, а мясо, испеченное на огне, съесть, будучи готовыми к походу - это Пасха Господня - Исх. 12. Параллели очевидны: Епифания - на четырнадцатый день после Рождества; Иисус - Агнец Божий; интерпретация испеченного мяса как Хлеба Жизни (печеного) тоже возможна. Тогда Епифания - реминисценция иудейской пасхи. Только двери мы мажем не кровью, а мелом (мукой?). Это еще не то изменение смысла пасхи, которое произойдет в конце земной жизни Христа, но его начало. Готовность к походу во время пасхи и последующий исход из Египта имеет обратную параллель с бегством Святого Семейства в Египет.

Если уж говорить о параллелях с Ветхим заветом, то воспоминание о ветхозаветной Троице кажется вполне уместным. Изложим кратко связанные с ней события - Быт. 17-19. Бог назвал Аврама Авраамом, а Сару - Саррой; Он заключил с Авраамом завет; последовало обрезание; Господь явился Аврааму вместе с двумя мужами в Мамре и пророчествовал о рождении сына; они вчетвером (вместе с Авраамом) пошли в Содом, где Авраам заступился за город: два мужа (ангела), бывших с Господом, пришли в Содом и спасли Лота и его семью; Господь пролил на Содом и Гоморру серу и огонь. Здесь параллели не так очевидны, но они есть. Во-первых, ангел во сне говорит Иосифу, чтобы он назвал Сына Марии Иисус, чтобы сбылось пророчество - "се Дева во чреве примет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил". Это тоже смена имени - Младенец из пророчества - Еммануил, Младенец к моменту обрезания назван уже Иисус. Затем являются трое волхвов и пророчествуют о смерти. Спаситель Иисус и Страшный Суд тоже вписываются в схему. А если рискнуть сравнить заступничество Авраама с ролью заступницы Девы Марии, то параллелизм будет весьма значимым. Его интерпретация - дело очень тонкое и сложное, но пока остановимся только на одном моменте: три волхва с востока (оттуда, где восходит Солнце) - это Троица. И вся история Епифании имеет чисто мистический смысл связи с Ветхим заветом - в ней мы имеем последовательность книг Бытие и Исход.

Я сознательно не рассматриваю все следствия этого предположения. Если оно верно, то каждый сам найдет свою дорогу в их многообразии, как это всегда бывает с мистическими откровениями.

Отмечу только еще одно: устойчивость легенды о четвертом волхве. Она встречается у многих народов и во многих произведениях. Возможно, здравый смысл народа противился такой интерпретации, поскольку с неизбежностью вставал вопрос: если волхвы - это Троица, то кто лежал в колыбели? Был ли действительно родившийся сначала простым ребенком, лишь затем (возможно, после посещения волхвов) ставшим Богочеловеком? Или же мы имеем здесь откровение о сути Воплощения? Откровение настолько глубокое, что на его понимание может потребоваться жизнь.