Тайны Епифании

Есть в первом месяце года один удивительный праздник – Богоявления или Епифании. Ночь его считается магической – во тьме разговаривают звери и птицы, совершаются чудеса.

Сам праздник родился на востоке еще в 120-140 гг. в среде гностиков, которые праздновали крещение Иисуса (об этом пишет Климент Александрийский), потому что они считали, что воплощение Христа произошло только при крещении, а не при рождении. Со временем же в этом празднике соединилось воспоминание о поклонении волхвов, о крещении Иисуса и о чуде в Кане Галилейской, и назывался этот праздник Богоявления – во множественном числе. Об этом же свидетельствуют и разные традиции отмечать этот день. В провинции Брешия (Италия) поздно вечером молодежный хор в сопровождении оркестра поет «Песнь Звезды». Трое певцов одеты в плащи и короны, а у одного из них лицо выкрашено в черный цвет. Здесь явно на первый план выходит поклонение волхвов. Сам обычай устраивать шествия, изображающие вход волхвов в Вифлеем, возник давно, видимо, в итальянской провинции Тоскана, где-то на рубеже между Средневековьем и Возрождением. Там в шествии принимала участие вся местная аристократия, одетая «по-турецки», под звуки фанфар и барабанов.

В провинции Аквила устраивают живой вифлеем, а вот в провинции Палермо Епифания связана с крещением Иисуса в реке Иордан. Епископ со священниками идет к фонтану, процессию сопровождает молодежь, которая держит в руках апельсины. Епископ погружает крест в воду, держа в другой руке три горящих свечи и несколько листьев руты. Одновременно с колокольни слетает голубь, который садится на плечо епископу. А юноши бросают апельсины в фонтан.

Но сегодня мы поговорим только об одной составляющей этой магической ночи - о поклонении волхвов. Этот сюжет - один из немногих в Евангелии, носящий совершенно ирреальный характер. Кто такие эти волхвы, они же мудрецы, они же цари? С какого востока они пришли? Почему они решили поклониться царю Иудейскому, будучи сами царями, а затем, признав Его, вновь ушли?

Все, что мы знаем о волхвах, базируется не столько на тексте Евангелия, сколько на апокрифах, хорошо известных в Средние века. Попробуем связно изложить эту удивительную историю. Армянское Евангелие детства рассказывает, что у них была книга, написанная Богом не известная больше никому. Когда Адам вынужден был покинуть рай и когда Каин убил Авеля, Бог дал Адаму еще одного сына, Сета, а с ним и письменное свидетельство. Сет передал его сыновьям, те – своим, и так до Авраама. Авраам же передал книгу Мелхиседеку, и с тех пор, со времен правления в Персии царя Кира, она принадлежала его народу и хранилась в пещере на горе, над которой встала звезда, которая повела волхвов к Младенцу. С рождением же Иисуса пришло время передать книгу новому царю Израиля. В книге содержалось предсказание о рождении Христа. И тогда в путь двинулись три царя.

Например, армянское Евангелие детства описывает события так: «Эти цари – маги были братьями: Мельхион, царь персиян, Каспар, царь Индии, Бальтазар, царь арабов…» Сами имена стали широко известны только в IX – X вв. И тогда же их стали считать потомками сыновей Ноя – Хама, Сима и Иафета – и изображать представителями разных рас. Вероятно, у рассказа о поклонении волхвов есть исторические корни – один из них, Гаспар, известен как царь земель, находящихся между современными Афганистаном и Индией. Он действительно был магом, астрологом, а возможно, и алхимиком.

Итак, цари – маги – волхвы двинулись в путь. «Их кортежем руководили 12 пышно одетых командиров, а всадников было всего 12 тысяч, по 4 тысячи от каждого царства… Они оставались в городе три дня… Мельхион принес в дар миро, алоэ, льняное полотно и рукописные книги. Гаспар привез в дар Младенцу миро, корицу, ладан и другие благовония. У Бальтазара было золото, серебро, драгоценные камни, особой ценности сапфиры и жемчуг». Обычно сегодня волхвов изображают на верблюдах, но в Средневековье это почти всегда были лошади. Хотя, например, Джотто ввел в кортеж и жирафов, и других экзотических животных.

Сначала маги входили к Иисусу по одному – и каждый видел в Нем самого себя. И только войдя все вместе, они увидели Младенца таким, каким Он был. Марко Поло пересказывает легенду, согласно которой Иисус дал волхвам ответный дар, спрятанный в сумку. На обратном пути маги решили посмотреть подарок, но нашли в сумке только камень. Не сумев понять смысл дара, они выбросили его в колодец, в который тут же сошел с неба огонь. Этот огонь стали почитать как бога, а камень, данный Младенцем, назвали «куском неба» – в Авесте небо описывается как каменное. Арабо-сирийское Евангелие детства упоминает о том, что волхвы были поклонниками Заратустры. И легенда, пересказанная Марко Поло, тоже свидетельствует о том, что волхвы были огнепоклонниками.

Следующий вопрос - когда они пришли. Иисус уже родился, причем за некоторое время до их прихода (как минимум за то, которое требуется, чтобы дойти с "востока" до Иерусалима, а потом - до того места, куда привела их звезда) и, видимо, немалое. Последнее предположение обосновано еще и тем, что Ирод повелел убить младенцев до 2-х лет, выведав у волхвов время рождения Иисуса. Но новорожденного не спутаешь с 2-хлетним ребенком, а вот годовалого - возможно. А если Иисусу было около года, то почему Святое Семейство все еще находилось в Вифлееме? Впрочем, последнее совсем не факт: да, Ирод послал волхвов в Вифлеем, но они-то пошли за звездой, которая остановилась над местом, где был Младенец - в Евангелии не сказано, что это место было в Вифлееме. Вот Ирод действительно убил младенцев в Вифлееме, но был ли там Иисус - вряд ли. Эта же версия излагается в одном из апокрифов, а на некоторых средневековых изображениях поклонение волхвов происходит не перед яслями – Младенца на руках держит Мать, да и сам Он выглядит уже подросшим. А вот присутствие на картине пастухов свидетельствует о том, что художник придерживался более распространенного мнения, что волхвы пришли к Иисусу именно в Вифлеем и через 13 дней после Его рождения.

Средневековое воображение превратило фрагмент Евангелия в настоящий приключенческий роман, а в тексте, приписываемом Беде Достопочтенному, он стал чем-то, подобным сказке. В «Истории трех царей» Иоганна Хильдесхайма описывается и возвращение волхвов в свои царства, и крещение их у апостола Фомы, пришедшего в Индию, и нашествие Чингис-хана на Германию. Марко Поло, побывав в Персии, был уверен, что нашел захоронение магов – «совершенно целых и с волосами» – в городе Сава, вблизи Тегерана. На него указал «огонь, восходящий к небу» (как легко догадаться, это был нефтяной факел).

Многое о том, как изменялись представления об этом событии в средневековье можно узнать из произведений живописи. На заре Средних веков волхвы изображались в восточных одеяниях и фригийских колпаках, потом они обрели мантии и короны, а лицом стали похожи на современных монархов и местных правителей. Средневековые тосканские художники одевали царей в тюрбаны, а Ботичелли – по моде флорентийских синьоров. Постепенно их одежды становились все богаче и в конце концов волхвы превратились в элегантных кавалеров. Их стали изображать как безбородого юношу, зрелого мужчину и старика, но их имена, дары и возраст не были связаны между собой, поэтому узнать, кто есть кто, очень трудно.

Кстати, «профессия» пришедших поклониться Христу тоже постепенно изменялась. Слово «маг», связанное с язычеством, вытеснялось словом «царь». Даже звезда, которая сначала выглядела на картинах как комета (например, у Джотто) и могла восприниматься как астрологический символ, преобразилась в полет ангела и голубя – Святого Духа. Так из рассказа исчезали все ассоциации с древними религиями.

Со временем изображение сцены поклонения не стало более стандартным. И даже число магов на древних изображениях и в восточных текстах колебалось между тремя, четырьмя, двенадцатью и даже сорока. Значительно позже Иероним Босх изобразил четвертого мага как Антихриста.

Кстати, если волхвы – цари, то, согласно средневековому мышлению, у них должны быть гербы. В Германии на них были мотивы звезды, звездного неба, звезды и луны вместе и мавра со щитом и знаменем. Некоторые знатные семейства вели свои родословные от царей – магов и включали в свои гербы изображения звезды. Звезда есть и в гербах флорентийских объединений судей, нотариусов и владельцев гостиниц.

Следующий вопрос связан не с текстом Евангелия, а с церковной практикой. Почему в ночь Епифании католики рисуют мелом крест на двери? Самим празднуемым событием это с очевидностью не определено. Возможная ассоциация - с десятой казнью египетской, перед которой израильтяне должны были взять агнца без порока, хранить его до четырнадцатого дня, затем заколоть, кровью помазать двери, а мясо, испеченное на огне, съесть, будучи готовыми к походу - это Пасха Господня. Параллели очевидны: Епифания - на четырнадцатый день после Рождества; Иисус - Агнец Божий; интерпретация испеченного мяса как Хлеба Жизни (печеного) тоже возможна. Тогда Епифания - реминисценция иудейской пасхи. Только двери мажут не кровью, а мелом (мукой?). Это еще не то изменение смысла пасхи, которое произойдет в конце земной жизни Христа, но его начало. Готовность к походу во время пасхи и последующий исход из Египта имеет обратную параллель с бегством Святого Семейства в Египет.

Поклонение волхвов еще одним моментом связывает Ветхий и Новый Заветы: в Ветхом Завете есть столь же загадочная персона – Мелхиседек, тоже царь и пророк, священник. Он так же неожиданно возникает на страницах Библии и так же растворяется в веках. Мы практически ничего не знаем о нем, хотя это явно очень значимая в истории спасения личность. Недаром же сам Иисус Христос назван в Евангелии «священником вовек по чину Мелхисдека».

Вот такой любопытный – многозначный и многослойный – праздник Богоявления. Впрочем, явление Бога всегда многозначно и многослойно.