Опыт Ватикана может пригодится

На «необычный взгляд» (именно так называется рубрика АиФ, в № 6 которого помещен материал «Станет ли Кремль русским Ватиканом?») сопредседателя партии «Либеральная Россия» Сергея Юшенкова, вероятно, не стоило бы обращать внимание, если бы он не был основан на некотором числе неточностей, связанных, прежде всего, с несколько поверхностным представлением о церковных структурах вообще и о Ватикане в частности.

Необычный взгляд С. Юшенкова заключается в предложении передать Кремль Православной Церкви для создания на его территории суверенного православного государства. Государство «должно найти способ искупить свои неисчислимые грехи перед православной церковью, не нарушая нормы Конституции и принцип равноудаленности конфессий» (написание в соответствии с источником). Однако перед другими вероисповеданиями государство грешило не меньше. Принцип равноудаленности требует выдать каждому из них по кремлю. Это не проблема – казанский кремль, например, можно отдать мусульманам, псковский – допустим, баптистам, и т. д. И всем помочь организовать суверенное государство. Действительно, проблема отделения Церкви от государства будет решена. Гражданство тоже определять по вероисповеданию, в результате чего гражданами России останутся только атеисты. Это открывает потрясающие политические горизонты!

«После создания нового государства у православия появятся действительно равные возможности с другими религиями. И прежде всего с католиками». Тут неточность вполне по Фрейду: у подавляющего большинства других религий нет своих государств. Если господин Юшенков считает Лхасу центром буддистов, а какую-то из мусульманских стран – центром ислама, то здесь есть подмена понятия страны с государственной религией, которая отнюдь не является центром для всех единоверцев мира, во-первых, и живут в ней отнюдь не только единоверцы. Что же касается Ватикана, то им Кремлю не стать. Дело ведь не в таких милых сердцу любого политика атрибутах, как гимн, герб и почтовые марки, а в реальной власти над реальной совокупностью людей. А РПЦ по своему влиянию несравнима с КЦ – просто потому, что Католическая Церковь одна, а «православий» много. Но господин Юшенков это учитывает, предлагая объединить под властью Православного Кремля все православные Церкви (в число перечисленных им попала и Армянская Церковь, относящаяся к древневосточным, а не к православным Церквям). Дело за немногим – убедить автокефальные Церкви отказаться от своей самостоятельности. Однако, даже если это удастся сделать, то существует еще и Вселенский Патриархат (он же Константинопольский) – «первый среди равных», под чьей властью объединение было бы более логично и исторически оправдано. Хотя Вселенский Патриарх вряд ли согласится сделать своей резиденцией Москву. Да и Патриарха Московского это не обрадует.

Кстати, о государственных языках Православного Кремля (по мнению С. Юшенкова, ими должны быть «русский и церковно-славянский, возможно, еще и греческий») – в Ватикане их более 20. Еще одна цитата: «Кремль превратится в грандиозный музей.., у простых смертных появится возможность" в него попасть. Заметим, что в Ватикан «простые смертные» попасть не могут. Вернее, ситуация действительно схожа с кремлевской – можно погулять по площади, зайти в собор святого Петра или в музей, а вот дальше – только через таможню и пограничный контроль. И пройти их значительно сложнее, чем попасть в Кремль, куда хотя бы на экскурсии водят. Так что ожидаемый автором туристический бум вряд ли возможен.

Что же касается самого стремления создать «русский Ватикан», то это очень похоже на Эдипов комплекс, который имеет под собой некую основу, учитывая, что МП – схизма по отношению не только к КЦ, но и к Вселенскому Патриархату, от которых он последовательно откололся.

И напоследок. К статье прилагается некая статистическая выкладка, с которой не станем спорить по существу, отметив лишь, что термин «конфессии» употребляется только в контексте «христианские»: «мусульманских» и «других» конфессий не бывает. И хотя внизу мелким шрифтом написано, что используются данные Фонда общественного мнения, хочется верить, что этот ляп – не на его совести.

Впрочем, сама по себе идея забавна. Даже жаль, что она утопична. А если бы кто-нибудь всерьез проанализировал опыт Ватикана, это было бы действительно полезно.

И все-таки очень хочется верить, что сопредседатель партии «Либеральная Россия» просто слишком серьезно пошутил. Или его настолько «достали» православные братья, что он готов выдать им «кремлевское» гражданство и навсегда избавиться от их претензий на «особую роль». Если эта гипотеза верна, у «Либеральной России» есть все шансы стать партией неправославных россиян, которых, согласно тому же материалу, не много, ни мало – 42%.