«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
Хотим мы этого или нет, но с появлением в нашей жизни демократических свобод и так называемого плюрализма мнений положение Церкви в обществе приобрело особые, не характерные для предшествующих периодов ее существования черты. И в дореволюционной, и в социалистической России религиозность и вероисповедание человека существенно влияли на его социальный статус, на его карьеру, оценку благонадежности и пр. (правда, если до революции неблагонадежным был атеист, то после - верующий). Ныне эта ситуация исчерпана: частная и общественная жизнь человека не зависит или почти не зависит от его религиозной принадлежности. Последняя не фиксируется ни в каких документах, да и на практике только последователи каких-то очень уж экзотических сект вызывают настороженность. Я говорю не об обывательском отношении, а именно о социальном статусе.
В то же время легализация религии в нашем обществе при размытости самого религиозного сознания населения - тяга к вере есть, а критерии оценки религиозных учений забыты, - привела в действие огромное количество различных Церквей, общин, движений, сект и т. п. У человека появилась реальная свобода выбора, причем выбирать можно как между религиями, конфессиями, деноминациями, сектами, так и внутри одной Церкви - между приходами, общинами, движениями, орденами. Только в Москве официально зарегистрировано свыше 700 религиозных организаций. А у католиков Москвы свыше 30 различных общин, движений, орденов. Хорошо это или плохо? По-моему, скорее плохо. Правильный выбор может быть сделан при условии здравых критериев, оценки полезности, а не просто удобности или угодности. Ребенок из супа и конфеты всегда выберет конфету, но… Насколько этот выбор будет оправдан с точки зрения родителей?
Возникновение "свободного рынка" религий привело и к тому, что Церкви вынуждены, вольно или невольно, вступить в "конкуренцию" с носителями других учений, аргументировать утверждения об истинности своей позиции. Здоровая конкуренция - это, в общем-то, неплохо, она не дает расслабляться.
Но - увы! - значительно чаще встречается конкуренция нездоровая, в которой используются все приемы - от экзальтированных "мистических" обрядов до максимального облегчения и приближения к потребностям современного человека установок. Иногда от человека требуется так мало, чтобы стать "истинным" последователем некоего "истинного" учения, что кажется - труднее им не быть. При этом, если говорить о христианских и псевдохристианских общинах, все проповедуют одно и то же Евангелие, но оно используется как аргумент в защиту зачастую взаимоисключающих позиций.
Как результат - по данным официального социологического исследования, в России сегодня Церковь занимает третье место по степени доверия к ней (первые два - семья и друзья), но только 3-5% населения являются "практикующими" верующими. О чем говорят эти цифры? О том, что люди верят тому, чему учит Церковь, но совершенно не стремятся жить с ней одной жизнью. В их позиции, на мой взгляд, отражается разница в отношении к учению и к практике Церкви.
Это со всей актуальностью ставит перед нами задачу евангелизации не только словом, но и делом, свидетельством жизни. Для того чтобы Церковь пользовалась тем же доверием, что и ее учение, она должна жить согласно тому, чему учит. В абсолютном смысле это, конечно, невозможно - Церковь состоит из людей, грешных и слабых, по наследию первородного греха неспособных жить полностью по Божией воле. Но тогда хотя бы признание своей грешности и слабости, своей неготовности следовать за собственным учением должно присутствовать в жизни Церкви.
Говоря здесь "Церковь", я имею в виду не иерархию, а всех нас, весь народ Божий, мирян и прежде всего прихожан. Именно мы в своей повседневной жизни, общаясь с окружающими, решая обыденные задачи, свидетельствуем жизнью учение нашей Церкви. В этом заключается основной смысл нашего апостольства. Об этом мы должны помнить в любой ситуации.
Особую ответственность в свидетельстве жизнью возлагает на нас, мирян, то обстоятельство, что мы живем общей жизнью со всеми окружающими, в общем мире с общими проблемами и радостями. Про нас не скажут: "Ему хорошо говорить - у него семьи нет, о пропитании и работе заботиться не надо… А вот попробовал бы, как мы…"(как иногда говорят о священниках и монашествующих). Мы не просто "пробуем", мы живем той же жизнью, в таких же квартирах, на такую же зарплату. Именно это делает наше свидетельство столь значимым, столь важным. Свидетельство нашей жизни, что и в таких условиях можно и нужно поступать по-христиански, неоспоримо и неизбежно заставляет задуматься, а следовательно, и сделать выбор.
Правда, надо заметить, что жить в соответствии с учением Церкви далеко не так просто: для этого надо его хотя бы знать и не только в общем виде и по конкретным вопросам, таким, как развод, аборт, эвтаназия, но и как систему правил, регулирующую все сферы нашей жизни и прежде всего общественную и профессиональную. Врачу необходимо знать медицинскую этику Церкви, учителю - катехетику и христианскую педагогику, юристу - соотношение канонического и гражданского права. И не просто знать, но и применять в своей повседневной жизни. Прихожанин - прихожанин не только и даже не столько в храме, сколько на работе, в компании друзей, в общественном транспорте и т. п. Любой человек в любой ситуации должен знать позицию Церкви. Это, понятно, не означает, что он будет действовать в полном соответствии с этой позицией, это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но решение, как поступить, он должен принимать осознанно и на основании имеющихся у него знаний.