«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
У каждого, даже не слишком религиозного человека случаются в жизни минуты, когда хочется помолиться, обратиться к Всевышнему. И — не получается!.. Настрой есть, душа рвется ввысь, а вот тело «тормозит», мешает сосредоточиться на молитве.
Конечно, в истории известна масса примеров глубокого молитвенного сосредоточения в самых, казалось бы, сложных условиях — святые и праведники молились на голом камне, на земле, в мороз и жару, под открытым небом и под сводами пещер. Но наши советы - для тех, кто еще не научился побеждать телесные неудобства одной лишь силой духа. Таких людей — большинство, и им хорошо известно, как трудно удержать внимание на молитве, если откуда-то дует, хочется есть, пить или сменить позу.
Так уж повелось, что наибольшее внимание при молитве мы уделяем настрою, внутреннему состоянию, и не думаем о том, будет ли удобно при этом нашему бренному телу. А ведь душе очень важно, обращаясь к Богу, иметь удобное пристанище — тело. «Месторасположение» души — вопрос спорный, но традиционно считается, что она связана, прежде всего, с мозгом и сердцем. А, следовательно, наибольшее значение при молитве имеют такие функции организма как дыхание и кровообращение. Первое — потому что легко управляется мозгом, второе — как напрямую зависящее от сердца. Вот на них и сосредоточим свое внимание.
Не удивляйтесь, но для молитвы очень важна правильная одежда. Она не должна быть тесной (иначе пережимаются сосуды), желательно, чтобы она была из натуральных тканей (в такой одежде лучше дышит кожа) и соответствовала погоде. Возьмем для примера монашеские сутаны — ведь именно монахам надлежит проводить большую часть времени в молитве. Сутаны просторны и удобны, они полностью соответствуют своему назначению. Вопрос не только в том, чтобы нигде не жало, не давило, не натирало. Тело, как и душа, должно быть открыто к молитве, свободно дышать и способствовать общению с Богом.
Известно, что состояние души немедленно проявляется в сердцебиении и дыхании. Волнуясь, мы дышим учащенно, пульс ускоряется, кровь стучит в висках. Успокаиваясь, дышим глубоко и ровно, пульс становится медленным и размеренным. Но существует и обратная связь — сердцебиение и дыхание способны в какой-то мере определять состояние души. Значит, можно управляя дыханием, помочь себе обрести спокойствие и сосредоточенность.
Различают два типа дыхания: «длинное» или «нижнее» (животом) и «короткое» или «верхнее» (грудью). Первое свойственно созерцанию — молитвенной медитации, а второе — эмоциональному диалогу: именно на «коротком» дыхании мы обращаемся к Всевышнему с горячей просьбой, моля о помощи в трудную минуту. А вот «долгое» дыхание помогает отрешиться от суеты, ощутить присутствие Бога в каждом солнечном лучике, в дуновении ветра…
Самое распространенное представление о молящемся человеке — некто, стоящий на коленях. Это не случайно: когда тело принимает такую позу, человеку особенно легко комбинировать оба типа дыхания и, следовательно, он свободно может переходить от страстного обращения к Богу к молитвенной медитации.
В католических храмах молятся и слушают проповеди, сидя на скамейках. Неудивительно: когда человек сидит, нижнее дыхание затрудняется, преобладает верхнее, а значит, лучше удается сосредоточиться на молитве-общении, молитве-диалоге. В такой позе человек обращается к Творцу с просьбой, мысленно или вслух может поведать Всевышнему о своих прегрешениях, молить о помощи и вразумлении. А вот медитировать сидя практически невозможно: тело мешает, ведь «длинное» дыхание затруднено.
Не удастся сосредоточиться на молитвенной медитации и стоя, как принято молиться в православных церквях: у стоящего кровь отливает от мозга. К тому же, без привычки вряд ли вы долго простоите на ногах, а для созерцательной молитвы требуется время. В такой позе хорошо обращаться к Господу с горячими экспрессивными мольбами, а для длительного общения с Творцом, для погружения в молитвенное состояние придется, как это и принято в православии, опуститься на колени.