Психофизиология голосовой молитвы

Столь странная тема порождена убежденностью в том, что в молитве должны принимать участие не только душа, но и тело - храм Святого Духа. Игнорирование роли тела, к сожалению, весьма распространено и имеет длительную историю. Попытаемся сместить акценты в разговоре о молитве. При этом будем касаться прежде всего молитвенных упражнений, а не участия в ходе богослужений или таинств, а также именно молитв, произносимых вслух, всеми вместе или в диалоге.

"Месторасположение" души - вопрос спорный, но с точки зрения физиологии она связана прежде всего с мозгом и сердцем. А следовательно, наибольшее значение имеют такие функции организма, как дыхание и кровообращение. Вот на них и сосредоточим свое внимание.

Понятно, что тело не должно мешать молитве, не должно отвлекать от нее внимание на себя, а это значит, что ему должно быть удобно и комфортно. Конечно, в истории святости известны случаи глубокого молитвенного сосредоточения в самых сложных условиях - на голом камне, в мороз и пр. Но эти строки - для тех, кто еще не достиг таких высот, кто еще только стремиться к святости. А такому человеку хорошо известно, как трудно удержать внимание на молитве, если откуда-то дует, если очень хочется есть или пить и пр.

С точки зрения кровообращения большое значение имеет одежда - она не должна быть тесной, чтобы не пережимать сосуды, желательно, чтобы она была из натуральных тканей, чтобы кожа дышала, и соответствовала погоде. Взглянем на монашеские сутаны - а ведь именно монахам надлежит проводить время в молитве. Сутаны просторны и удобны. Вопрос не только в том, чтобы ничего не натирало, не давило, т.е. не вызывало ощущение дискомфорта. Тело, как и душа, должно быть открыто к молитве, и если что-то с ним и делается, то нечто, имеющее своей целью способствовать общению с Богом. Полностью избежать использования синтетических материалов в одежде на сегодня, наверное, почти невозможно - чего стоят только женские колготки! Но по крайней мере верхняя часть, а лучше - весь торс должен дышать свободно. Еще одно качество одежды - грубое (в меру) волокно. Опять-таки вспомним монашеские одеяния. Грубое волокно, соприкасаясь с кожей, производит микромассаж, что также улучшает кровообращение.

Но тело должно не только не мешать, но и помогать в молитве. К сожалению, наша жизнь зачастую столь суетна, что приходя, а чаще прибегая, на молитвенные упражнения, нам просто трудно войти в требуемое состояние. Мы переполнены проблемами и заботами, когда от нас требуется спокойствие и сосредоточенность. И в этом может помочь тело. Известно, что состояние души проявляется в определенных физиологических параметрах, и прежде всего в сердцебиении и дыхании. Волнуясь, мы часто дышим грудью, а кровь стучит в виски. Успокаиваясь, мы дышим глубоко и ровно, пульс становится медленным и размеренным. Известно также, что возможен и обратный путь - сердцебиение и дыхание если не определяют состояние души, то провоцируют его. Значит, можно управляя дыханием (это проще, чем управлять сердцебиением), помочь себе войти в молитвенное состояние. Дыхание можно различать длинное и короткое: длинное дыхание более свойственно созерцанию - молитвенной медитации, короткое - эмоциональному диалогу - молитве в интенции. Различают также дыхание верхнее - грудью, - и нижнее - животом. Дыхание верхнее - эмоционально, нижнее - спокойно.

Помогает также в молитве правильно выбранная поза. Среди наиболее распространенных молитвенных поз отметим "стоя", "сидя", "стоя на коленях" и "сидя на коленях". Поза влияет прежде всего на кровообращение. При позе "стоя" кровь отливает от головы и медитация неглубока. К тому же она быстро вызывает усталость и тем самым не способствует длительной молитве. Позы "сидя" и "стоя на коленях" в этом смысле предпочтительней - при них пережимаются сосуды ног и кровоснабжение мозга улучшается. Позы "сидя" и "сидя на коленях" влияют также на дыхание - понятно, что сидя нижнее дыхание затрудняется, доминирует верхнее, а значит, лучше удается сосредоточиться на молитве-интенции, чем на медитации. Поза "стоя на коленях" (как и "стоя") дает большую возможность использовать нижнее дыхание, а также комбинировать типы дыхания. Не случайно именно коленопреклонение является основной молитвенной позой.

Вышеизложенного, наверное, достаточно, для того, чтобы правильно подготовить свое тело к молитве в зависимости от ее типа и содержания. Перейдем к вопросу о диалоговых молитвах. "Единодушная молитва" может пониматься и как "единовдошная", т.е. ритм дыхания в молитве должен быть одним у всех участников. Смысл этого понятен из предыдущего абзаца - единый вдох во многом предопределяет и единый дух в смысле настроенности. Общее правило дыхания в диалоговой молитве - в то время, как один голос говорит на выдохе, второй делает вдох и наоборот. Вдох должен длиться почти весь выдох "партнера" и заканчиваться за один слог до конца произносимой им строки. Это последний слог уходит на задержку дыхания. Приведем в пример литанию. Здесь долгий вдох завершается резким и коротким выдохом: "Мария, царица апостолов (вдох) - молись о нас (выдох)". Это молитва, так сказать, "тонизирующая". Чтение розария значительно более уравновешено - длинный вдох переходит в столь же длинный выдох. Такая молитва способствует медитации, углубленному размышлению, в данном случае - над тайнами розария. В диалоговой молитве большое значение имеет ритм, который задается, как правило, читающим первые строки - чаще всего, это священник или монахиня, хотя в последнее время молитвенные упражнения проводят и миряне. Этого ритма необходимо придерживаться, поскольку ведущий духовные упражнения знает, к какой цели стремится и имеет некий план ее достижения. Если он задает быстрый ритм, значит, в его план входит эмоциональное сопереживание, если медленный - значит, предстоит вникнуть в смысл произносимых строк.

Теперь можно перейти к более сложной теме - как правильно подготовить молитвенные упражнения. Необходимо учитывать, что у молитвенных упражнений должна быть четко осознаваемая цель - размышление, вознесение благодарений, прошение и т.д. В зависимости от этой цели следует подбирать молитвы, а затем и определять их ритм, позу и пр. Два момента являются более или менее стандартными - в начале имеет смысл ставить молитву, приводящую в состояние покоя, поскольку люди должны выйти из ситуации города с его суматохой, а в конце стоит провести молитву более энергичную, типа литании, в плане подготовки человека к переходу в "рабочий" ритм. Нужно также учесть, что слишком долгое напряженное эмоционально состояние утомляет, и человек или подсознательно стремиться сбросить напряжение, или перевозбуждается. Слишком длительное созерцание может плавно перейти в "сон на религиозную тему". Поэтому при проведении реколлекций или длительных молитвенных упражнений следует высчитать архитектонику молитвы, чередуя и типы молитвенных состояний, и позы, и типы дыхания. Опыт подсказывает, что медитация дольше 40 мин. многим дается с трудом. Чтение больше одного круга розария подряд - тоже. Очень хорошо вводить в упражнения псалмы - они требуют некоего усредненного дыхания и могут служить переходным моментом от одного типа молитвы к другому. Но если вам поручено самим подготовить программу упражнений, обязательно заранее сами прочтите все подготовленные тексты вслух, обращая внимание не только на их содержание, но и на свое физическое и эмоциональное состояние и на свои ощущения.

В молитве все должно быть обращено к Богу, весь человек в едином порыве. Может быть, кому-то покажется, что здесь игнорируется роль искреннего чувства, что такой подход чрезмерно рационален и физиологичен, но это - не о спонтанной молитве, рождающейся из глубины мгновения, а о заранее запланированных упражнениях. А эмоции редко возникают по расписанию. Не касаемся мы также содержания самой молитвы - это уже, действительно, "из другой оперы". Но молиться надо не только хотеть, но и уметь - уметь, учитывая всю совокупность факторов.