Антропологический аспект проблемы соотношения духовного и душевного

1 - В своем сообщении я буду исходить из представления о человеке как единстве духовного, душевного и телесного.

2 - При этом душевный мир является сердцевиной личности, по отношению к которой духовный мир и телесное "я" человека представляются внешними.

3 - Каждая составляющая личности имеет свои потребности в соответствии с Замыслом Божьим: телесная - связанные с инстинктом самосохранения и поддержания жизни "во плоти", духовная - связанные с поддержанием жизни в Боге, а душевная - связанные со свободой воли и наличием сознания; при этом душевный мир объединяет и перерабатывает потребности остальных двух составляющих.

4 - Телесный мир связан с душевным посредством инстинктов и чувств, порождаемых естественными потребностями; этот пласт личности весьма мал, если учитывать, что к нему не относятся желания, превышающие естественные потребности или избирательные по отношению к последним; так, чувство голода продиктовано телесным мир, а страсть к деликатесам - нет; отметим, что телесный мир определяет прежде всего сиюминутные состояния личности.

5 - Духовный мир связан с душевным посредством естественного нравственного закона и "врожденным" чувством прекрасного в широком смысле слова, составляющими базовую структуру личности; отметим, что любой личности, а не данного конкретного человека.

6 - Душевный мир вне связи с остальными двумя составляющими "управляет" личностью посредством эмоций и сознательных выборов.

7 - Тогда основная функция души - гармонизация телесных и духовных потребностей самой личности и ее взаимодействия с окружающим миром.

8 - При таком подходе соотношение духовного и душевного можно представить в виде креста, вертикалью которого служит духовное - связь с Богом и первая часть главной заповеди христианства, а горизонталью - душевное - связь с другими людьми и окружающим миром, вторая часть той же заповеди; сердцевина этого креста - душа.

9 - В графическом изображении становятся очевидны различные соотношения векторов: крест Христа - доминанта нижнего, телесного вектора, эгоизм, греховность мира, за которого отдал Свою жизнь Иисус; крест апостола Петра - доминанта духовного вектора, фанатизм, религиозные войны, грехи Церкви, пастырем которой был назначен Петр; крест с доминантой перекладин - доминанта душевного, безбожное милосердие, грех гуманизма.

10 - Продолжая работать с графическим изображением, отметим, что угол между векторами не обязательно должен быть прямым, что в содержательном плане означает влияние одного вектора на другой: "обвисшие" перекладины - склонность к гедонизму, душевность связана с телесностью больше, чем с духовностью; "вознесенные" перекладины - .склонность к экстатичной молитве, аскезе, душевность связана с духовностью больше, чем с телесностью.

11 - Если духи - это ангелы, в том числе и падшие, а душа - составляющая часть человека, временно имеющая автономное существование, то духовны ли духи и душевны ли души? - нет, так сказать нельзя: и духовность, и душевность - атрибуты человека.

12 - Разделенность духовного и душевного в человеке - знак первородного греха, так как в результате требуется их гармонизация; но это и знак надежды на спасение, так как сами векторы - положительны: и духовность - положительное качество, и душевность - тоже; вопрос лишь в гармоничности, соразмерности их сочетания в личности.