«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
Завершая знакомство с монашествующими и монастырями, вернемся опять к моему любимому Лаго Маджори, одному из самых красивых уголков Италии. На его скалистом берегу примостился небольшой мужской монастырь. Взбираясь к нему по крутой узенькой лесенке, я думала о том, что лучшего места для вознесения хвалы Богу просто не придумать. Мне казалось, что я сейчас увижу много одухотворенных и просветленных лиц и присоединюсь к их радостной молитве. И действительно: жизнерадостный низенький и абсолютно кругленький монах в просторном белом одеянии встретил нас и повел к храму. Проходя мимо одного из домиков, я заметила яркие цветы на подоконниках и балконе и весело трепещущее на ветру сохнущее бельишко. Понятно: здесь живут монахи. Вот вам и кельи - в обыденном представлении суровые, маленькие помещения, изо всех сил способствующие аскезе. Я, естественно, не была внутри этих помещений - как-никак монастырь все-таки мужской, но почему-то мне кажется, что мрачными они не были.
В ходе непринужденной беседы выяснилось, что встретил нас сам настоятель монастыря. Но это не все: оказалось также, что он и единственный его насельник. Больше здесь монахов нет. Что поделаешь: в наш суетный и прагматичный век все меньше юношей выбирает внешне пассивный и размеренный образ жизни. Если миссионерские ордена и конгрегации, занятые евангелизацией или делами милосердия, еще как-то пополняют свои ряды, то тех, кто хочет в уединении думать о Боге и молиться Ему, уже совсем мало, особенно среди мужчин. Но, между прочим, совершенно зря думают, что это такой легкий путь: сиди себе и молись. Полностью сосредоточиться на одной мысли - уже не просто. Говорить с Богом искренне и понимать, что Он отвечает - еще сложнее. Жить в Его присутствии постоянно - бесконечно трудно. Представьте себе, что рядом с вами все время находится какой-то человек, пусть даже очень любимый, но от которого негде укрыться - легко ли так жить? А ведь с Богом еще сложнее, Он же не просто рядом, Он видит тебя насквозь во всех твоих замыслах и умыслах. Конечно, монастырь оберегает от внешних соблазнов - там, собственно, больше не о чем и думать, кроме как о Боге. И все же… попробуйте как-нибудь на досуге.
Но в нашем настоятеле-одиночке меня поразило другое: самодисциплина. Соблюдать жесткий монашеский устав, когда никто не придет и не проверит, а вокруг такая красота и мир… Тот, перед кем надо держать ответ, невидим и почти всегда неощутим - как надо в Него верить, чтобы хранить Ему верность? Конечно, я не могу поклясться на Библии, что гостеприимный хозяин монастыря так уж свято соблюдал все предписания, но так хочется верить, что есть кто-то, кому удается то, что не получается у тебя…
А теперь отправимся в Рим, в генеральный дом марианцев. Если вы помните, в первом нашем разговоре я упоминала о марианистах. Так вот, это не одно и то же - есть марианцы и марианисты. Члены обеих конгрегаций почитают Деву Марию и являются миссионерами. Заинтригованная наличием двух почти полных "тезок", я попыталась понять, чем же они отличаются, и прочла некий значительный объем литературы. Безрезультатно: так и не поняла. И тогда в некой неформальной встрече, сведшей за одним столиком двух генералов, спросила их напрямик. Оказалось, что в основном различаются регионы их миссий. А почему же нельзя заниматься всеми регионами в рамках одной конгрегации? Тайна сия велика есть… может быть, потому, что тогда останется только один генерал?..
Но и с той, и с другой конгрегацией у меня связаны очень приятные воспоминания. О ночной молитве марианистов я уже рассказывала. А марианцы пригласили меня на обед в первое мое посещение Рима. Это было чудесно! Уже две недели я жила в некой общине и совершенно не могла больше видеть знаменитую "пасту" -макароны во всех возможных вариантах приготовления. Я ничего не имела против макарон, но не каждый же день по два раза! (С тех пор я их практически не ем) И вдруг - о, чудо! - картошка с котлетами, огурцы с помидорами, хороший чай. На душе потеплело, повеяло родиной… И монахи оказались (или показались) такими милыми и родными… Наверное, духовное родство все-таки как-то связано с желудком.
Спустя много лет в том же Риме я провела неделю в комплексе "Салезианум". Здесь проходил симпозиум епископов Европы, о котором я уже упоминала. Уютные "кельи" с выходом на цветущую веранду, обильные, вкусные, хотя и без деликатесов, трапезы, огромный парк… нет, в таком монастыре можно благодарить Бога просто за сам факт пребывания в нем. Единственное, что меня волновало в день приезда - где в этом благолепии курят? Сами понимаете: курящему человеку без пепельницы и рай не по вкусу. И вот иду я по коридору, зажав в руке пачку сигарет и зажигалку, оглядываюсь по сторонам, и вдруг замечаю, что навстречу мне движется мужская фигура в черном, с большим крестом на груди и с аналогичными предметами в руке. Слава Богу, родственная душа! И мы отправились на поиски вместе. Оказалось, что мой случайный спутник - весьма симпатичный кардинал, вполне достойный представитель своего клана. Мне сразу вспомнились строки Евтушенко:
"Не пью. Люблю свою жену.
Свою - я это акцентирую.
Я так по-ангельски живу -
чуть Щипачева не цитирую…
я - ангел. Только вот курю.
Я из курящей разновидности".
Спустя несколько месяцев этот кардинал был проездом в Москве и передал мне в качестве сувенира блок сигарет - к глубокому изумлению и скрытому возмущению встречавших его представителей местного клира. А меня этот инцидент порадовал - он подтверждал, что монашествующие - самые обычные люди, и что, следовательно, для обычных людей тоже открыт путь к святости.
Вот и все, что я хотела рассказать о людях, посвятивших себя служению Богу в монастырях. Удалось ли мне вызвать к ним симпатию и уважение, а попутно развенчать некоторые мифы, - судить вам. По жизни можно идти разными путями, но все они достойны, если ведут к Богу. И все они бесплодны, если к Нему не ведут. И мирянин, и монах, и священник могут идти к Богу или от Него: вопрос не в маршруте, а в его цели.