«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
Смерть и Воскресение Христа – а значит, и Великий Пост и Пасха, - тесно связаны с искуплением Иисусом наших грехов. Но что это такое? На что гневается Господь? Это важно для всех, стремящихся обрести спасение.
Бог сотворил человека по Своему образу и подобию и на этом основании многие делают далеко идущие выводы: например, что Ему свойственны наши слабости. Но дело в том, что мы все время говорим о сотворении, опираясь на анализ окружающего нас мира и реального человека. Но Бог этого мира и этого человека не творил! То, что нас окружает, и те, кто нас окружает - результат грехопадения. Возможно, это нуждается в некоторой аргументации, особенно в том, что касается природы. Но вспомним: "проклята земля за тебя,.. терние и волчцы произрастит она тебе" (Быт. 3, 17-18). В чем выразилось это проклятие? Наверное, в том, что появились сорняки, ядовитые растения и пр.
Изменению подверглась не только земля. Ап. Павел писал: "Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что всякая тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8, 21-22). Это свидетельствует о том, что и животный мир изменился. И прежде всего звери стали есть друг друга. А иногда и людей.
Изменился, естественно, и человек, причем не только духовно, но и физиологически. Самый очевидный аргумент: до грехопадения человек питался фруктами и ягодами (Быт. 2, 16), сразу после грехопадения он перешел на полевую траву (Быт. 3, 18), а после потопа ему дано было в пищу мясо (Быт. 9, 3), т.е. он совершил весьма значительный с точки зрения биологии переход от травоядения к трупоядению. Подчеркну: человек стал именно не хищником, а трупоедом, это существенная разница. И как нам не обидно это признавать, мы – не львы, а всего лишь гиены или шакалы. Только чуть разумнее.
Единственное, что можно сказать - трансформация происходила постепенно, как ясно уже на примере антропогенеза, все дальше отходя от изначального замысла.
Значит, глядя на нашего современника, мы видим человека, уже больного грехом. И на что гневается Господь, мы узнаем из заповедей. Но заповеди были даны человеку не сразу, не изначально, их получил Моисей, скитаясь с израильским народом по пустыне. А ап. Павел пишет в послании к Римлянам, но для нас важно то, что "грех не вменяется, когда нет закона" (Рим. 5, 13). Значит ли это, что до Моисея люди были безгрешны? Нет. Отсутствие вербализованного – записанного или хотя бы произнесенного - закона заставляет человека подчиняться закону, записанному в сердце, т.е. естественному нравственному закону.
Тогда можно несколько приблизиться к рассмотрению замысла Творца о человеке через анализ первых страниц Библии, а конкретно - книги Бытия.
Способность к различению добра и зла и, следовательно, познание зла, знакомство с ним, человек получил, вкусив плодов соответствующего дерева. С этого момента он начинает различать, что такое хорошо и что такое плохо. И по всей вероятности, в начальный момент это различение было близко к божественному замыслу.
Поэтому сначала мы рассмотрим те сюжеты книги Бытия, когда Бог гневается на людей, которые, следовательно, делают зло. Но наше современное восприятие уже сильно искажено декларативными законами. Чтобы понять это, рассмотрим затем те сюжеты, в которых люди поступают с нашей точки зрения не особо нравственно, но Бог на это не гневается.
Итак, на что гневается Господь? Во-первых, это, конечно, Адам, съевший-таки запретный плод. Заметим, что это чрезвычайно редкий в книге Бытия случай, когда Бог в явной форме представляет запрет - другой такой случай связан с женой Лота, которой нельзя было оборачиваться. Здесь все более или менее понятно – нельзя нарушать волю Бога. Если же поискать это среди заповедей, то, наверное, ближе всего заповедь “почитай отца и мать своих” – ведь Господь – наш Отец.
Затем идет сюжет о Каине и Авеле. Запрет на убийство сформулирован не был – в раю убийств не было, нечего было запрещать. В этом сюжете интересны два момента - то, что за смерть преступник наказан бессмертием - т.е. в этом случае закон "око за око, зуб за зуб" не работает, - и то, что Господь не гневается на Каина за зависть и ревность - два из семи смертных грехов - Он увещевает его. Жизнь может быть и проклятием: мысль, многим понятная и все же непривычная. Но если вспомнить, что после земной жизни наступает вечное блаженство (по крайней мере, для некоторых), смысл такого наказания станет ясен.
Следующий сюжет - всемирный потоп. Поводом ко гневу Божьему послужило то, что "сыновья Божии стали входить к дочерям человеческим". При всей загадочности этой фразы можно предположить, что речь идет о смешении. Сам же Господь так поясняет причину Своего гнева: "Ибо всякая плоть извратила путь свой на земле" (Быт. 6, 12). Заметим, что речь идет не только о человеке, хотя не ясно, что там с рыбами и другими тварями, живущими не на земле, а в водах. Биологи, между прочим, говорят, что такие грехи, как онанизм, гомосексуализм и даже прелюбодеяние, жителям морских глубин не свойственны.
И если грех Каина определен в заповедях, то понимание греха, приведшего к потопу, надо искать в книге Левит, где говорится: "скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся" (Лев. 19, 19).
Широко известен сюжет о Вавилонской башне - пожалуй, один из самых удивительных. Обычно он интерпретируется как описание греха гордыни или соперничества с Богом. Но в тексте ни того, ни другого нет: "построим себе… башню высотою до небес и сделаем себе имя" (Быт. 11, 4). Есть только стремление совершить нечто необычное и прославиться - но к какой заповеди это относится? Сюжет с Вавилонской башней отчасти может быть объяснен ап. Павлом: "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства" (Рим. 1, 28).
Еще один сюжет известен, пожалуй, всем - Содом и Гоморра. Но здесь все более или менее понятно. Равно как и сюжет с Онаном, изливавшим свое семя на землю. Похоже, что все три сюжета объединяет одно: Богу не нравятся нецелесообразные, бессмысленные действия – строительство башни “просто так”, излияние семени не ради деторождения. В книге Левит тоже есть запрет ложится с мужчиной.
Следующий сюжет тоже удивителен: Аврам, будучи с женой Сарой в Египте, решил выдать ее за свою сестру. Сара понравилась фараону, и тот взял ее в дом. После чего Бог поразил тяжкими ударами за Сару фараона. Но ведь фараон даже не знал о том, что Сара - чужая жена. В чем же его грех? В книге Бытия есть еще два аналогичных сюжета - с Авимелехом и теми же Араамом и Сарой и Авимелехом и Ревеккой и Исааком, но там Господь Авимелеха все же предупреждает, и последний отступает. Однако вина фараона все еще остается непонятной.
Теперь посмотрим на сюжеты второй группы. Бог не наказывает Авраама за ложь в сюжете с фараоном, равно как и с Авимелехом; не наказывает Он за это и Исаака, и Иакова, обманом получившего право первородства, и жену фараона, оболгавшую Иосифа, и Фамарь, обманувшую отца своего умершего мужа, и Иосифа, обманом задержавшего Вениамина. А как же с лжесвидетельством?
Рахиль крадет идолов у своего отца, и Бог ее не наказывает, хотя среди заповедей есть и “не укради”.
Братья продают Иосифа в рабство, что то же не кажется особо нравственным. Сара изгоняет в пустыню беременную Агарь, что уж совсем нехорошо. Затем эта ситуация повторяется, и Бог разрешает Аврааму изгнать Агарь и ее сына Измаила.
Дочери Лота подпаивают своего отца и беременеют от него - вопреки запрету видеть наготу родителей (Лев. 18, 7), а Фамарь обманом ложится с отцом своего умершего мужа.
Месть братьев Дины за бесчестье сестры - разграбление города - тоже кажется чрезмерной, тем более, что соблазнитель Сихем готов на ней жениться.
Итак, заповеди "не лжесвидетельствуй", "не укради", "не прелюбодействуй" являются далеко не абсолютными. Если в основе их нарушения лежит страх за свою жизнь (Авраам и Исаак), ревность (Сарра), желание иметь детей (дочери Лота, Фамарь), гнев (братья Дины) или даже просто стремление достичь своей цели (Иаков, Иосиф, его братья), т. е. простые человеческие слабости, не ведущие к оскорблению Бога, то оно простительно.
В то же время заповедей, запрещающих смешение и нецелесообразные поступки (к таковым вполне можно отнести действия Онана, жителей Содома и Гоморры и строителей Вавилонской башни), нет.
Эта ситуация весьма парадоксальна. И, как мне кажется, весьма полезным здесь будет послание к Римлянам ап. Павла. Но так или иначе, похоже, что в начале человеческой истории закон, написанный в сердцах, существенно отличался от наших современных нравственных норм, как, впрочем, и от заповедей Моисея. Возможно, именно поэтому ап. Павел вынужден был утверждать: "Верующие неподзаконны". И значит, есть только один способ достичь жизни вечной – верить и любить.