«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
На первый взгляд бедность и богатство кажутся в концепции Библии радикально противоположными, причем богатство - отнюдь не благо: всем памятны выражения "Легче верблюду пройти в игольное ушко…", "Раздай свое богатство и следуй за Мной…" и т.п.
Однако так ли однозначна позиция Св. Писания?
Богатыми были многие персонажи истории Израиля: Давид, Иосафат, Езекия: "И было у Езекии богатства и славы весьма много; и хранилище он сделал у себя для серебра и золота и камней драгоценных, и для ароматов и щитов, и для всяких драгоценных сосудов, и кладовые для произведений земли, для хлеба, вина и масла, и стойла для всякого рода скота, и дворы для стад. И города построил себе. И стад мелкого и крупного скота было у него множество; потому что дал ему Бог весьма большое имущество" (2 Пар. 32, 27-30). Богатство было знаком знатности и благоволения Бога к тем, кого Он любит: Авраама: "И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом" (Быт. 13, 2), Исаака: "И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во 100 крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей" (Быт. 26, 12-14), Иакова: "И сделался этот человек весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов" (Быт.30, 43). И это богатство - результат не только человеческой деятельности, но и благословения Бога, как говорится, например, об Иосифе: "От Бога отца твоего, который и да поможет тебе, и от Всемогущего, который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных. Да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими" (Быт. 49, 25-26). У Иуды сына Иакова "блестящи очи от вина и белы зубы от молока" (Быт. 49,12). В земле, которую Яхве обещал Своему народу будет все (Втор. 8, 7-10; 28, 1-12). Однако это богатство дается как бы в обмен, не безоговорочно. Человек должен заключить завет с Богом, вступить с Ним в некие отношения.
Для понимания истории этих отношений вернемся к первородному греху. Какого, собственно, искушения не выдержали Адам и Ева? Искушения изобилием. Их отношения с Богом строились по принципу "запрет - наказание" и одним из наказаний стал труд: "Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: "не ешь от него", проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3, 17-19). Тогда богатство Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и др. - действительно знак любви Божьей. Но и богатство, полученное трудом, вполне достойно: "Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает" (Притч. 10, 4), "Трудолюбивые приобретают богатство" (Притч. 11, 16), "Кто возделывает землю свою, тот будет насыщен хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен" (Притч. 12, 11), "Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб" (Притч. 20, 13). Завет с Ноем носит несколько иной характер - "дар - благословение": "И устроил Ной жертвенник Господу… И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все" (Быт. 8, 2 - 9, 17). Завет с Моисеем имеет характер "деяние - расплата": "Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, Любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей: то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний,.. и дам траву на поле твоем для скота твоего… Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им. И тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих" (Втор. 11, 13-17). Заметим, что если причиной гнева Господа на человека во времена Ноя послужило его развращение в так сказать плотском плане - сыны Божии брали в жены дочерей человеческих, - то ко времени Моисея проблема стала духовной – угроза язычества, многобожия. Кажется, несколько противоречит завету с Моисеем поведение Бога по отношению к Иову: "Был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла… Имения у него было: 7000 мелкого скота, 3000 верблюдов, 500 пар волов и 500 ослиц, и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов востока" (Иов 1, 1-3), но "Отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил… Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?" (Иов 1, 9-11). Как мы помним, Господь отнял у Иова все, что у того было, но Иов был смиренен: "Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно" (Иов 1, 21). И "сломался" он даже не на смерти детей, а на здоровье. В какой-то мере это понятно: и богатство и дети могут быть восстановлены своими силами, например, трудом, но урон здоровью - это уже необратимый ущерб. Богатство развращает: об этом мы говорили в связи с первородным грехом и об этом Бог предупреждает уже Моисея: "Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить в них; и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, то смотри, чтобы не надломилось сердце твое, и не забыл ты Господа Бога твоего" (Втор. 8, 12-14). "они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой. И когда постигнут их многие бедствия и скорби, тогда песнь сия будет против них свидетельством, ибо она не выйдет из уст потомства их" (Втор. 31, 20-21). Так и происходит: "С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо" (Притч. 18, 23), "Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца" (Притч. 22, 7), "Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели. Сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле… благоденствуют и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? Говорит Господь" (Иер.5, 27-29), "Но Ты отринул народ Твой… потому что они многое переняли от востока, и чародеи у них,.. и наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его… и Ты не простишь их" (Ис. 2, 6-9), "Труды праведного – к жизни, успех нечестивого - ко греху" (Притч. 10, 16) - делает вывод автор книги Притчей. Ибо за грехом последует наказание: "Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей; 10 участков в винограднике дадут 1 бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. И цитра и гусли, тимпан и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают, и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась, и без меры раскрыла пасть свою; и сойдет туда слава их, и богатство их, и шум их, и все, что веселит их" (Ис. 5, 8-14). И вопрос даже не столько в наказании, сколько в некоем равновесии. С достаточной долей условности можно сказать, что каждому человеку дана его мера благополучия (богатства), которую он может получить либо в этом мире, либо в том. "Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение" (Лк. 6, 24). В этом смысле очень показательна притча о Лазаре: некий человек был богат, а некто Лазарь был нищим; и умерли оба, и богач, оказавшись в аду, увидел Лазаря на лоне Авраамовом. Авраам сказал богачу: "чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь…" Богач попросил послать Лазаря в его дом, чтобы он свидетельствовал перед его братьями, но Авраам отказался, говоря, что у них есть Моисей и пророки, но они не слушают их. Богач сказал: "если кто из мертвых придет к ним, покаются". Тогда Авраам сказал ему: "если Моисея и пророков не слушают, то, если кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лк. 16, 19-31). Так и вышло.
Однако материальное богатство иллюзорно: "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших… Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу как огонь… Вот, плата, удержанная вами у работников… вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши как бы на день заклания" (Иак. 5, 1-5), "Знаю твои дела, и скорбь, и нищету - впрочем, ты богат" (Откр. 2, 9), "Ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды", а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг" (Откр. 3, 17). Иллюзорность материального богатства, возможность все потерять в один миг, отравляет обладание ("Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога" - Притч. 15, 16), искушает в смирении, которое и есть истинный источник богатства ("За смирением следует страх Господень, богатство и слава, и жизнь" - Притч. 22, 4). И поэтому истинное богатство - это премудрость. "С умением внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом" (Притч. 24, 4). Соломон просит не богатства, но разума, и это угодно Богу (3 Цар. 3, 11). Однако премудрость "не дается за золото и не приобретается она за вес серебра" (Иов 28, 15). Послушаем Соломона: "я взывал, и сошел на меня дух премудрости. Я предпочел ее скипетрам и престолам, и богатство почитал за ничто в сравнении с нею: драгоценного камня я не сравнил с нею, потому что перед нею все золото - ничтожный песок, а серебро - грязь в сравнении с нею. Я полюбил ее более здоровья и красоты, и избрал ее предпочтительно перед светом, ибо свет ее неугасим. А вместе с нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки ее" (Прем. 7, 8-11). Этот же сюжет присутствует и Притчах: "Если будешь призывать знание и взывать к разуму, если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге" (Притч. 2, 3-5), "Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! Потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава" (Притч. 3, 13-16).
Однако истинное богатство — Иисус, прежде всего потому, что Он обладает богатством благодати (Еф. 2, 7). "Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою" (2 Кор. 8, 9, now(), now()); "В Нем вы обогатитесь всем, всяким словом и всяким познанием" (1 Кор. 1, 5, now(), now()); "Вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашей" (2 Кор. 8, 7). Здесь речь идет по преимуществу о богатстве духовном. Но "Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Ин. 6, 35) - это возможно понимать и как указание на богатство материальное. И все же Его богатство - это богатство Царства Небесного (ср. Мт. 13, 44-48). Что же касается земного богатства, то - "не можете служить Богу и маммоне" (Мт. 6,24). Это не императив, это объективная ситуация: "обольщение богатства заглушает слово" (Мт. 13, 22). Богатство, собранное на земле, нельзя взять на небеса (ср. Лк. 12, 15-21). Более того, оно привязывает к земле, отсюда и "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мт. 19, 24). Отсюда же и наказ пойти и продать имение свое и раздать нищим (Мт. 19, 21-23; Лк. 12, 33). Но это отнюдь не значит, что Царство Небесное недоступно богатым. Богат Иосиф из Аримафеи (Мт. 27, 57). Вопрос в том, на что используется это богатство: "Бог же силен обогатить нас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело… ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога" (2 Кор. 9, 8-13). Более того, даже неправедное богатство может привести в вечные обители: "приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?" (Лк. 16, 9-12). Хотя возможно предположение, что под неправедным богатством понимается всего лишь богатство земное, под обнищанием - смерть, а под верностью - верность заповедям.
Итак, если богатство опасно, и если Евангелие высказывается о нем резко, то не потому, что оно плохо само по себе, но потому, что человек склонен забывать, что Бог - наша истинная ценность, и именно Он дает нам богатство. Но опасна и нищета, и столь же противоречива: если это результат лени, расточительства, глупости, если сопровождается завистью и злобой - она опасна, это мы уже видели в Притчах. Если же воспринимается в Боге, то это дар - вспомним о Лазаре и об Иове.