«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
Сетования на засилье американских фильмов на нашем телевидении стали уже общим местом среди интеллигентов и интеллектуалов: они и тупые, и бездарные, и деваться-то от них некуда. Действительно, в среднем по основным каналам в день идет 9 европейских фильмов и 15 – фильмов США.
Но вот недавно случилось так, что несколько дней подряд я провела перед телевизором, и оказавшись, наконец, на улице, вдруг ощутила прилив гордости за свою страну и радости от того, что живу именно в России. Будучи аналитиком по природе, я задумалась над причиной возникновения столь экзотических на сегодня чувств. И поняла, что я “переела” американских фильмов, действие которых – это важно – происходит в США.
Послушайте, в этой стране совершенно невозможно жить! На улицах постоянно ловят каких-то бандитов, при этом напропалую палят из пистолетов, по ходу дела переворачивая десятки машин и уличных лотков и сбивая прохожих. Зайдешь в банк или магазин – там грабители, попадешь в больницу – там рыщут мафиози. Ездить на поезде, метро или автобусе (“Скорость”), плавать на морском лайнере или яхте (“Скорость – 2”), летать на самолете (“Турбулентность”) не стоит – их все время захватывают террористы. В Америке надо боятся не только людей – фанатиков, маньяков, террористов и просто обиженных граждан, - но и акул (“Челюсти”), дельфинов (“День дельфина”) и даже мышей (“Мышиная охота”). А ведь еще есть вирусы (“Патриот”) и мутанты (“Адреналин. Страх погони”)! И все это в течение одной недели…
Что особенно страшно: страдают не преступники и работники правоохранительных органов, которым за это зарплату платят, а обычные люди – случайные прохожие, соседи, попутчики. И это, судя по всему, мало кого волнует. По крайней мере в фильмах эти жертвы проходят общим планом, мельком – по принципу “лес рубят – щепки летят”.
Да, конечно, в конечном итоге хорошие парни побеждают. Однако настораживает, что эти хорошие парни обычно ходят по одному, максимум по двое. А если этот один сядет в другой автобус? Или просто заболеет и останется дома? Ведь те, кому полагается защищать рядовых граждан, выглядят совершенными дилетантами. План “Перехват” у них не действует, полицейские машины очень редко снабжены рациями, мобильников почти ни у кого нет (не то, что в нашей, как принято считать, нищей стране, где пол-автобуса ими пользуется), а уж о меткости стрельбы и говорить не приходится – целое полицейское подразделение вынуждено стрелять из автоматов, чтобы ранить бандита хотя бы в ногу. Да что там говорить – вы и сами все знаете.
После всего этого пройтись по нашим улицам – просто наслаждение; зайти в магазин – сплошное удовольствие, а успешное срабатывание мышеловки вызывает чувство законной гордости за свою страну. Во мне рост патриотизма прямо пропорционален числу просмотренных фильмов.
И это только одна часть проблемы. С президентами, их командами (“Протокол”) и тем более сенаторами в США тоже очень плохо – и в плане профессионализма, и в плане коррупции. А мы еще жалуемся на своих! Да у нас все – от Владимира Владимировича до Владимира Вольфовича – просто ангелы и асы. Единственный сериал, который я люблю – “Она написала убийство” – милый, интеллигентный рассказ о милых, интеллигентных людях, некоторые из которых совершают убийства. Отмечу: не алкоголики или бомжи и не маньяки или террористы, а вполне достойные члены общества, иногда занимающие весьма высокие посты. То ли дело в России! Здесь “бедокурят”, в основном, всякие “деклассированные элементы”. И даже если “кто-то кое-где у нас порой” попадается из других эшелонов, то это лишь подтверждает правило.
Вы уже поняли, к чему я клоню? К какому неожиданному выводу привели меня размышления над американскими фильмами (в принципе не предназначенными для того, чтобы над ними размышляли)? Правильно: Голливуд – это рассадник антиамериканизма, а показ штатовских фильмов по нашему телевидению в большом количестве – это целенаправленная и массированная кампания по дискредитации США. Причем она обладает особой достоверностью потому, что в фильмах Америка свидетельствует о себе сама.
Рост антиамериканских настроений во всем мире не является секретом или сюрпризом. Возможно, одна из причин на бытовом уровне – все те же фильмы. Но вот что интересно: ведь сами американцы-то, наверное, не считают, что они компрометируют их страну. И это свидетельствует об одной очень странной и страшной вещи: принципиальном отличии американской ментальности от общечеловеческой. В принципе, это не очень удивительно: исторически США – страна маргиналов, отщепенцев, не ужившихся по той или иной причине у себя на родине. Страна (исторически) авантюристов и индивидуалистов, привыкших полагаться только на себя. По сути они – антиобщественные элементы.
Но я, собственно, не о них, а о нас. Если учесть, что полученный вывод имеет право на существование, то встает другой вопрос: есть ли разумная перспектива у нашего сближения с США? Сможем ли мы вообще когда-нибудь одинаково смотреть на проблемы? Реально ли найти общий язык двум столь разным по внутренним установкам системам? Или имеет смысл стремиться не к сближению, не к общности, не к единению, а просто к мирному сосуществованию, стараясь не мешать друг другу и поменьше соприкасаться?
Так что не стоит ругать политику нашего телевидения – она вполне патриотична, а просмотр боевиков даже полезен, если, как говорил Винни-Пух, перестать бумкать и задуматься. И выйти потом на улицу с чувством скромного оптимизма и тихого умиротворения. Там, у них, еще хуже.