И кое-что еще, и кое-что иное…

Помните припев студенческой песенки: «И кое-что еще, и кое-что иное, о чем не говорят, чему не учат в школе»? Так вот, я решила записать серию размышлизмов о том, чему не учат в школе – о смысле привычных слов и словосочетаний.

Я ИДУ ДОМОЙ

Как часто мы говорим эту или похожую фразу! А еще «у меня дома», «в моем доме» и пр. Но ведь для большинства из нас эти выражения не соответствуют реальности: мы идем не домой, а в квартиру, не «у меня дома», а «в моей квартире» и т.д. Однако между домом и квартирой есть большая, если хотите, принципиальная разница.

Сегодня слово «дом» употребляется в двух основных смыслах: дом как здание и дом как место жительства. Изначально же под домом понималось несколько иное.

дом

жилое строение, населенное семейной группой и отождествляемое с ней, а также более широкий комплекс вещей и понятий, характеризующий собственную жизнь семейной группы, универсальная матрица представлений и жизненных практик людей. 

В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка

ДОМ м. строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. Держать дом, вести дом, хозяйство, распорядок. || Семейство, семья, хозяева с домочадцами; || род, поколенье, говоря о владетельных или высоких особах. Дом этот княжит уже три века. Дом вести, не лапти плести (не задом трясти, не плясать). Свой дом не чужой: из него не уйдешь. Дома как хочу, а в людях, как велят. Дом дому (хозяин хозяинуне указ. || Домово́й м. домови́к, дедушка, дух-хранитель и обидчик дома; стучит и возится по ночам, проказит, душит, ради шутки, сонного; гладит мохнатою рукою к добру и пр.|| Домовные люди, домовладельцы, противоположно бездомный, бездомки. Домашние дела, о государстве, дела внутреннего управленья; о семье, хозяйственные или семейные. Домашние ваши, в виде сущ. односемьяне, чада с домочадцы. || Домовин м. домовины мн. домочадцы, семья, прислуга. Домовинов нет, так есть домовой. Домоча́дец м. воспитанный в доме служитель; вообще вся прислуга. Просим покорно к нам с чады и домочадцы! || Домови́на ж. домови́ще ср. домовье́ пск. гроб, особ. однодеревый, долбленый. Дома нет, а домовище будет.

Суммируем: дом – семья и ее место в мире, в котором хозяин – глава семьи. 

Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную, а также возвращение в утробу при инициации, нисхождение во тьму перед возрождением или регенерацией. Если добавить сюда «домовину», то символ дома соотносится с символом яйца. А если вспомнить выражение «выносить сор из избы», подразумевающее наличие некой скрытой от посторонних жизни, то аналогия станет еще полнее.

Приведу выдержки из одной очень интересной статьи:

 

Чеснокова Леся Владимировна 

ФЕНОМЕН ЖУТКОГО: ОПЫТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ФРЕЙДА И ХАЙДЕГГЕРА 

В гуманитарных науках давно исследуется тема дома как укрывающего и защищающего человека пространства. Границы дома представляют собой рубеж между человеческим и нечеловеческим бытием, своим и чужим, космосом и хаосом. Это место, куда не имеют доступа посторонние, где нет страхов и опасностей внешнего мира. Дом является средоточием жизненных ценностей, центром вселенной и символом человека. 

Важнейшей функцией дома является попытка релятивировать ощущение выброшенности человека в мир и радикальной бездомности. Это потребность в наличии экзистенциального убежища, защищающего от холодного и хаотичного мира снаружи». Отсутствие своего домашнего очага вызывает чувство страха и экзистенциальной бездомности. Вне родного дома нас подстерегают вечные скитания, бесприютность, одиночество. Ощущение нахождения у себя дома в безопасности противоположно чувству чуждости и бездомности; здесь проявляется диалектика родина – чужбина. 

Однако, хотя собственный дом дарит человеку тепло, защиту, уют, даже там его подстерегает опасность. Чужбина является не противоположностью родины, а родину следует понимать как бытие-на-чужбине, как вид или модус чужбины. Д. Квадфлиг выдвигает тезис: родного дома, родины в смысле абсолютно знакомого и надежного места не существует. «Всегда родина была нагружена смыслами конститутивной чуждости, отмечена неизбежным лишением или утратой. В словах “heimatliche” (“родное”), “heimische” (“домашнее”) неизменно присутствует и Unheimlichkeit (жуткое, зловещее), то есть речь идет о фундаментальной Heimatlosigkeit (бездомности) человека». 

О фундаментальной бездомности человека рассуждали два немецкоязычных мыслителя: З. Фрейд и М. Хайдеггер. Изначальным пунктом размышлений Фрейда является тезис о том, что чуждое, то, что нам неподвластно, таится в хорошо знакомом. Нечто, не подлежащее контролю, прячется и в здоровой человеческой психике. Элементы бессознательного: желания и страхи принадлежат нам, составляя значительную часть нашей идентичности, но это также то, чего мы не знаем о самих себе. 

Unheimliche переводится как “то, что нас беспокоит”, чуждое. Слово das Unheimliche образовано от корня heim / родной дом. Отсюда берут начало понятия heimlich / «тайком, то есть в стенах собственного дома, когда никто не видит», Heimlichkeit / «таинственность, скрытность, сокровенность», Heimlichtuer / «скрытный человек», Geheimnis / «тайна». 

Противоположное значение «unheimlich» образовано с помощью отрицательной приставки «un» / «не» и дословно означает «не по-домашнему», «не-уютно»: жутко, тревожно, зловеще. 

В своей статье «Отрицание» Фрейд пишет, что при отрицательном высказывании происходит отклонение какой-то идеи посредством проекции. «При толковании мы позволяем себе не принимать во внимание отклонение и выхватывать чистое содержание идеи... Таким образом, вытесненное содержание мысли может пробиться к сознанию – при условии, что оно отрицается». Отрицание является способом воспринять вытесненное. Таким образом, понятие «unheimlich» не только отрицает, но и выявляет дополнительное значение слова «heimlich». «Это абсурдное и амбивалентное слово, имеющее два прямо противоположных значения: уютный – неуютный, приятный – неприятный, и, наконец, свой – чужой». 

На первый взгляд, кажется, что жуткое – это что-то чужое и неизвестное, когда неясно, чего от него следует ждать. Но самое ужасное – это не нечто неведомое, а когда в хорошо знакомом и безопасном внезапно обнаруживаются неизвестные, неподвластные нам свойства.  

Во второй части статьи Фрейд анализирует повесть Гофмана «Песочный человек». Фрейд называет этого писателя непревзойденным мастером жуткого в литературе. Наибольший эффект творчество Гофмана имеет на контрасте от проявления чего-то непонятного и пугающего в обычной человеческой жизни, инфернального зла, которое вдруг обнаруживается посреди уютного бидермайера. Несмотря на свое своеобразие, персонажи из фантастического мира не проникают в реальность откуда-то извне. Они живут обычной жизнью и внезапно открываются читателю с неожиданной стороны. 

Чувство изначальной бездомности нашло свое отражение также и в философии экзистенциализма, возникшего в эпоху, когда «в результате двух мировых войн вера в разум как основополагающий жизненный принцип была утрачена. Человек понимается как неукорененное существо, которое стоит перед лицом Ничто. Состояние, вызываемое столкновением с миром, Хайдеггер именует Un-zuhause / дословно: «не-дома, то есть не по себе». 

Бытие, согласно Хайдеггеру, – это кров, который укрывает человека, его экзистирующее существо, в своей истине, обеспечивая ему укорененность, мир и покой. Однако «без надежной опоры бытие становится un- heimlich / без-домным, то есть жутким, зловещим». Экзистенциальный страх сигнализирует об угрозе бытию или тем его аспектам, в которых человек чувствует себя beheimatet / «надежно, спокойно, “как дома”». 

Страх ставит человека перед возможностью вторжения Ничто, которое отовсюду угрожает бытию. Границы дома – мира человека рушатся, впуская Ничто. Хайдеггер описывает опыт жуткого как проявления чужого в родном, близком, Ничто в бытии. 

Образ дома часто отождествляют с образом человека. Каждый имеет право на свое личное пространство, куда не имеют доступа чужие, где нет опасностей внешнего мира. Самое страшное – это не внезапная встреча с чем-то жутким в открытом пространстве, а когда в собственном доме внезапно обнаруживается враг, чужой. Чужое, пугающее в доме аналогично присутствию чего-то неконтролируемого во мне самом (моему подсознанию). Границы мира человека рушатся, в его дом врывается хаос. Бездны, которые кроются за границами человеческого бытия – не где-то далеко, хаос присутствует в нас самих и может прорваться в любой момент. Мнимая стабильность в любой момент может рухнуть. Приходится принять этот факт и научиться жить с ним. 

 

Понятно, что квартира не обладает практически ни одной из этих характеристик: мы не являемся ее «господами», не можем в ней хозяйничать (например, решить, когда отключать горячую воду), поговорка «дома и стены помогают» тоже не про нас – стены нам не принадлежат. Мы не укрыты от постороннего взгляда, кумушки у подъезда все равно все узнают. Мы не решаем в квартире почти ничего: за нас уже определили, где будет кухня и сколько окон будет в спальне. Если заострить вопрос, то что, собственно говоря, наше в нашей квартире?.. В эпоху тотальной стандартизации даже мебель у нас такая же, как у соседей… 

Кстати, а что такое «квартира»?

КВАРТИ́РА ж. помещение для людей, жилье, жилище; покои с принадлежностями, занимаемые кем-либо. У меня на квартире стоит постоялец. Солдаты покидают квартиришки свои, сказан поход. По жильцу квартира, по горшку и покрышка. Квартирова́ть, жить, стоять на квартире, занимать жилье в чужом доме, наймом или постоем, воен. устар. Место расположения войск. Зимние квартиры. Расквартировать - разместить по квартирам.

 

Многоквартирные дома известны еще в древнем Риме. В них селили рабов и неимущих римлян – то есть тех, кто не являлся римским гражданином. Для римлян выражение «элитная квартира» - абсолютный нонсенс! Позже по всей Европе возникли многоквартирные дома вокруг дворцов и промышленных предприятий – для обслуги и рабочих.

Сегодня очень мало кто и очень мало где строит собственный дом (я говорю, конечно, о городах): строит либо государство, либо частная компания. При цене на землю в городе понятно, что строить дома совершенно невыгодно: их просто очень мало кто сможет купить. Иногда строят малоквартирные дома, как правило, двух- трехэтажные с отдельными входами – некий промежуточный вариант, назовем его условно коттеджем. В определенном смысле это отражает социальную структуру городского населения: мало домов, чуть больше коттеджей и очень много квартир = элита, средний класс, плебс, или власть, граждане и жители. 

Таким образом, кардинальных отличий дома и квартиры получается три: хозяин - арендатор, крепость - времянка, личность – толпа (это термин, не совсем точно отражающий то, что я хочу сказать, но и остальные – народ, например, - не лучше). 

БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ

А быт определяет бытие. И где, как не там, где мы живем, ярче всего присутствует быт?..

С течением времени (заметим, что, хотя квартиры и существуют уже тысячи лет, они стали основным типом жилья только в последние полтора столетия) «квартирный вопрос» значительно изменил сознание и психологию городских жителей, особенно в нашей стране. 

«Хозяин» стало понятием по преимуществу негативно окрашенным: когда все – хозяева, хозяин может быть плохим или хорошим, а когда хозяев мало, то для всех они априорно плохие. Но хозяйствовать – это не только получать прибыль, но и принимать решения и нести за них ответственность, а еще – иметь цель. Народ, не чувствующий себя хозяином, отвыкает от таких «мелочей», а потом и радуется возможности переложить их на чьи-то плечи. 

Разница между «мое» (дом) и «наше» (квартира) понимается как разница между индивидуализмом и коллективизмом, и последний должен бы привести к некой идеалистической концепции общей ответственности и совместного принятия решения для достижения общей цели (об этом я еще поразмышляю, когда запишу мысли про демократию). На деле же ситуация хорошо описывается песенкой «Все вокруг народное, все вокруг мое»: при этом «наше» воспринимается скорее как «ничье», поэтому можно выкрутить лампочку в подъезде и вкрутить ее у себя на кухне, изукрасить лифт надписями и картинками, нагадить на лестничной площадке. «Наше» стало чаще всего «чужим» и даже враждебным.

И тут мы переходим к следующему противопоставлению. Опасности окружают квартиру со всех сторон: со стороны тех, кто решает отключить воду, со стороны соседей сверху, которые могут тебя залить, соседей справа, включающие телевизор на максимальную громкость, пьяного соседа снизу, который перепутал свою квартиру с твоей и ломится в дверь, со стороны дворника, не отколовшего лед перед дверью в подъезд – в общем, со всех сторон, и бежать некуда. Процитированная выше статья прекрасно показывает связь без-домности с неврозами, подсознательным чувством тревоги и неуверенности, беззащитности. 

 

Карен Хорни считала, что базовый конфликт невроза — результат противоречия между несовместимыми защитными тенденциями личности. Для защиты от неблагоприятных социальных факторов человек формирует способы защиты, основанные на движении «к людям», «против людей» и «от людей». Движение к людям преимущественно представляет собой потребность в подчинении, любви, защите. Движение против людей — это потребность во власти над людьми, славе, признании, успехе, в том, чтобы быть сильным и справляться с жизнью. Движение от людей представляет собой потребность в независимости, свободе, уходе, изоляции от людей. Невротик подвержен сразу всем трём тенденциям, однако одна из них преобладает, и таким образом можно условно классифицировать невротиков на «подчиненных», «агрессивных» и «обособленных». 

Психические симптомы

Эмоциональное неблагополучие (зачастую без видимых причин).

Нерешительность.

Проблемы в общении.

Неадекватная самооценка: занижение или завышение.

Частое переживание чувства тревоги, страха, «тревожного ожидания чего-то».

Неопределенность или противоречивость системы ценностей, жизненных желаний и предпочтений, представления о себе, о других и о жизни. 

Нестабильность настроения, его частая и резкая изменчивость.

Раздражительность.

Высокая чувствительность к стрессам — на незначительное стрессовое событие люди реагируют отчаянием или агрессией.

Плаксивость.

Обидчивость, ранимость.

Тревожность.

Зацикленность на психотравмирующей ситуации.

Чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры.

Расстройства сна: сон поверхностный, тревожный, не приносящий облегчения; утром часто наблюдается сонливость.

Физические симптомы

Головные, сердечные боли, боли в области живота.

Часто проявляющееся чувство усталости, повышенная утомляемость, общее снижение работоспособности.

Нарушение аппетита (переедание; недоедание; чувство голода, но быстрая насыщаемость при приёме пищи).

Вегетативные нарушения: потливость, сердцебиение, колебания артериального давления, нарушение работы желудка, кашель.

По официальным данным Всемирной Организации Здравоохранения, за последние 65 лет число неврозов выросло в 24 раза.

Думаю, что большинство из нас найдет у себя пару-тройку симптомов…

Третье противопоставление не кажется столь очевидным: дом/квартира = личность/толпа. Однако многоквартирность неизбежно ведет к стандартизации: одинаковые квартиры, мебель, посуда и все прочее. Пространство проявления личных пристрастий сужено до предела. Но если вспомнить подзаголовок этого раздела – Бытие определяет сознание, - то одинаковое бытие определяет одинаковое сознание. И это уже про толпу. 

Толпа (в данном контексте как совокупность людей со схожим сознанием) – очень удобная для правящего класса совокупность людей: ею проще управлять (памятуя также их неготовность принимать решения и нести ответственность) и проще соответствовать ее потребностям, благо они сводятся в доминанте к физиологическим. Единственная проблема – она пожирает, подавляет личностные начала.

Если посмотреть на мировую статистику великих людей – в любой области, - то легко заметить, что их число неуклонно падает в последние полтора столетия. Да что там статистика! Любой (или почти любой) из нас уверенно назовет 20 великих для 15-го, 16-го, 17-го столетия, задумается, дойдя до 18-го столетия, а дальше начнет испытывать трудности. (Но именно великих в мировом масштабе, на наше знание «местных» великих влияет обучение и СМИ). Последние десятилетия просто ужасны – недаром телевидение показывает в основном старые фильмы, музыканты играют старые произведения и т.д. 

Это следствие смены социальных приоритетов. Я уже немолодая тетенька и прекрасно помню, как мы стремились хоть как-то придать особость своей школьной форме – необычный воротничок, фартучек, как ценили индивидуальность и стремились к ней. Уже для моего сына целью стало быть как все.. 

Еще один аспект – утрата жилищем потаенности, сокровенности, интимности: что может быть тайного в домах, которые строятся окна в окна, где стены пропускают любой шорох, где глазастые старушки-соседки знают о твоей жизни больше тебя самого? А посему – все напоказ…

Дом, в котором рождаются и умирают, нашел себе замену в роддоме и хосписе…   

На самом деле, подсознательно мы ощущаем потребность в доме именно как нашем личном прибежище во враждебном мире. Отсюда повальная и иррациональная страсть к дачам – и к туалетам, единственному месту, где можно укрыться от чужих глаз и где никто не может что-то нам приказать или запретить…

 

Есть ли выход из этой ситуации? Есть, разные страны пробуют разные варианты. Но особая проблема нашей страны – в глубоком и непонятно, обратимом ли, изменении менталитета…