«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
Я бы хотела начать с Библии. У меня с ней очень простые отношения: все, что в ней написано, есть истина и написано не случайно. Можно сомневаться в церкви, в святых, в таинствах и оставаться при этом христианином. Сомневаться в Библии и даже в отдельных ее фрагментах нельзя. Но необходимо сомневаться в том, правильно ли я поняла и адекватно ли выразил человеческий язык духовный смысл. В этом плане особой эволюции у меня не было. Была в другом. Сначала мне было очень важно и интересно читать и разбираться и думать. Потом возникла необходимость разделить свои наблюдения с кем-то прежде всего, чтобы убедиться, что не ошибаюсь. Из этого ничего не вышло. Тогда, не имея уверенности в правильности моего подхода, я перестала заниматься этими изысканиями и теперь ищу только конкретные аспекты, которые по какой-либо причине меня волнуют. Была некая динамика и в оценке мира с позиций Библии, и не только мира, но и церкви. Был период, когда по любому поводу я требовала ссылки на первоисточник: если так написано, значит, правильно. Про целибат не написано, про монашество не написано, про таинства тоже не сказать, что детально… и наоборот: про запрет есть морских гадов написано… и про свинину. На самом деле это характерно для меня и сегодня, но в более мягкой форме, я признала, что могут быть и другие соображения. То есть «не написано» не означает автоматически «неправильно».
Это важно, потому что дает понять основу моих отношений с Ним. С Отцом у меня никогда никаких проблем не было, сомнений в Его существовании – тоже. Единственный аспект, достойный упоминания, тоже связан с Библией: я считаю, что все, написанное в Библии, истина, но не вся истина. Для меня актуальна метафора, согласно которой Он находится внутри некой сферы, в которой просверлены дырки разной величины и формы. Каждая религия смотрит в свою дырку и видит часть Бога и достраивает в воображении остальное. У атеистов в дырку ничего не видно. Поэтому то, что говорят другие религии, тоже может быть истина, но про другие аспекты Бога. В чем-то это похоже на бахаизм, но с существенным отличием: не надо искать то, что роднит все религии, надо составлять паззл. Если кому-то хочется.
Вот с Троицей все сложнее. По-моему, понять ее исходя из христианства невозможно. Если с Сыном еще кое-как.., то с Духом совсем мрак: он и не сотворен, и не рожден, и вроде как был изначально, поскольку носился над водами… Кто Он такой, в чем его функция?.. Вот исходя из учения раджа-йоги, в терминах тонкого тела, плотного тела и астрального тела, все очень просто и очень ясно и абсолютно не противоречит христианству. Но как честная католичка я вроде бы не должна опираться на йогу… думаю, что подсознательно я все же на нее опираюсь, хотя на сознательном уровне этого не признаю.
Совсем хреново у меня с Сыном. Хотя в целом о церкви я хочу поговорить потом, здесь скажу только, что есть проблемы в интерпретации Его образа. Например, я не понимаю, почему Он должен быть нашим защитником – перед кем? То есть они с Отцом как следователь добрый и следователь злой? И вообще, я не понимаю, почему Иисус важнее Отца… Тем более, что они вроде как все делают вместе…
Честно говоря, мое отношение к евангельской истории точнее всего выразить так: я согласна в нее верить, она ничему во мне не противоречит. Но важно в ней для меня то, что говорит об Отце. Однажды я пыталась объяснить глухонемым детям непорочное зачатие (можешь себе представить? Это и слышащим взрослым объяснить трудно). Наконец дети сжалились, видя мои мучения, и один из них сказал: «Слушай, ну какая разница? Он же Бог, как хотел, так и зачал». Эта гениальная фраза стала в определенной мере поворотным пунктом в моих поисках смысла. Действительно, какая разница? На самом деле не важно, ЧТО Он сделал и КАК, важно ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ. Почему потребовалось зачинать, вот римские боги обходились другими способами. Почему потребовалось зачинать непорочно? Чем это зачатие отличается от других случаев Его вмешательства в детородный процесс? Часть ответов проста, другая сильно сложнее. Еще хуже с искуплением… У меня есть своя версия ответа на вопрос, почему грех Адама стал генетической болезнью. Это объяснение связано со знаменитым парадоксом «может ли всемогущий Господь создать камень, который не может поднять?». Этот парадокс наивен, но если его перевести в форму «может ли Господь сделать так, чтоб дважды два было пять?», мысли пойдут в правильном направлении.
Почему в родословной Иисуса присутствуют две женщины? Есть что-то особое в их судьбе? Какой такой чин имел Мелхиседек, по которому Иисус был священником? В каких случаях звезды ведут в правильном направлении, то есть когда астрология права? Вопросов тьма, часть ответов, мне кажется, я нашла, но как проверить их правильность? Мне совсем не хочется впасть в ересь, более того, я этого боюсь.
Исцеления – вообще особая статья, они в некоем смысле нужны только чтобы «явить славу Божью», как признается сам Иисус, вера не приводит к исцелению, как мы хорошо знаем. Но там есть фразы – очень важные.
Вот понимаешь, в чем моя проблема? Я нуждаюсь в путеводной нити, в некоем критерии для оценки своих выводов, но церковь мне их не дает.
Невероятная куча вопросов связана с воскресением и последующими событиями… Это все меня стало давить и в некоей мере вынудило отойти от церкви, она как машина с тормозом, но без газа. Я же тупая, ты знаешь, я не могу не понимать – почему, зачем, и пр.
Еще есть Мария. Даже оставив в стороне ее сложную семейную ситуацию (одному Лицу она жена, другому – мать, а третьему?), остается еще одна куча проблем. Телесное взятие на небо – только одна из них…
У меня не совпадает с церковью критерий важности элементов евангельской истории. Вот был ли Иисус женат – совершенно не влияет на мою веру, а почему проклял смоковницу, которой еще не пришло время плодоносить – влияет. И если я не пойму, почему, я не буду уверена, что мне хочется в Его рай…
А в остальном мои отношения с Ним вполне устойчивые и даже – странно это даже произносить! – нежные. Я и обижаюсь, и ругаюсь, и кидаюсь на помощь, и не могу без Него жить, и дорожу каждой встречей и каждым прикосновением… Вот только Он значительно более ощутимо платит мне взаимностью. То, что я любима, очевидно, я даже чувствую себя «богоизбранной», Он дает мне так много, что дух захватывает… Даже в бытовых мелочах Он всегда рядом. Но, с другой стороны, и я всегда рядом с Ним. И мы с Ним вместе очень любим тебя и очень беспокоимся о тебе.
Я понимаю, что последний абзац звучит дико и претенциозно, но я ведь пишу исповедь, да? Поэтому должна быть откровенной. Я именно так ощущаю. И потом, знаешь, иногда так хочется кому-нибудь рассказать об этой любви… Но ведь не понимают.
У меня давно есть задумка составить список вопросов… Еще Шерлок Холмс говорил, что найти ответ – не так важно, главное – правильно поставить вопрос. Но для кого? Для чего? Это опять тема невостребованности…
Наверное, по этому пункту все. Грешна ли? Кто б мне ответил… Я точно знаю, что вот именно греха ереси боюсь больше всего, и поэтому надеюсь на Его помощь, раз уж церковь мне помочь не может или не хочет.