О мозаиках святых Владимира и Ольги в Соборе Святого Петра в Ватикане

Мало кому известно, что в соборе Святого Петра в Ватикане есть алтарь, над которым находятся мозаичные изображения святых Владимира и Ольги. Упоминаний о них нет в путеводителях, обнаружить же их случайно практически невозможно, потому что эта капелла, находящаяся за знаменитой статуей святого Петра, отведена для исповедей и всегда закрыта для туристов. И все же тот факт, что в главном католическом храме почитаются великие русские святые, кажется достойным внимания. Когда и почему появились тут эти изображения и кто их автор?

Как известно, святые Владимир и Ольга относятся к святым единой церкви, то есть к святым до раскола 1054 г. В этом смысле они не являются чисто православными святыми и почитаются также Католической Церковью. Их истории находятся в Повести временных лет, созданной два века спустя после соответствующих событий и обладающей в следствие этого довольно сомнительной достоверностью. И если их святость не ставится под сомнение, то даты и обстоятельства крещения по сей день вызывают споры. Противоречия в рассказах о крещении Владимира хорошо известны, но есть они и в рассказе о крещении Ольги.

Ольга вышла замуж в 903 г., то есть ей было не менее 12 лет. Сын Святослав родился в 942 г., когда Ольге было уже более 50 лет. Великой княгиней она была с 945 по 949 гг. В 957 г. Ольга посетила Константинополь и в официальных хрониках названа правительницей руссов. Здесь же упомянут Святослав, однако без титула. Первый его военный поход относится к 964 г. В 959 г. в западноевропейской хронике Ольга названа уже своим христианским именем Елена, то есть крещение она должна была принять между 957 и 959 гг. Повесть временных лет и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой. Заметим, однако, что ей в это время было уже около 70 лет, а Константину Багрянородному - 52… Этот же визит упомянут в книге «О церемониях византийского двора», написанной самим Константином Багрянородным.

Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги, как и о целях её визита. В свите княгини был назван некий священник Григорий, на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой.

Согласно большинству историков, княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957, и крестили её, вероятно, Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт. Тогда история о влюбленности императора выглядит совсем уж надуманной.

Существует, однако, непроверенная информация о наличии в анналах французского францисканского монастыря жития святой Ольги – старшей сестры, а не бабушки святого Владимира, ставшей женой французского герцога и прославившейся своими делами милосердия и в частности созданием первого хосписа. Если эти данные верны, то все противоречия могут быть сняты.

Так или иначе, западная и восточная иконографии святой Ольги несколько различаются: в западной традиции святая Ольга не держит в руках модель храма.

Единственный обнаруженный источник информации – архив фабрики Святого Петра и книга SAN PIETRO IN VATICANO: I MOSAICI E LO SPAZIO SACRO, авторы C. Thoenes, V. Lanzani, G. Mattiacci, A. Di Sante, S. Turriziani, P. Zander, A. Grimaldi. Книга издана в 2011 г. В седьмой главе (Martiri e Santi. Antiche e nuove devozioni presso la tomba di Pietro (A. Grimaldi), стр. 291-292) есть раздел, посвященный мозаичным изображениям святых Владимира и Ольги в алтаре св. Еразма.

Вся история началась с письма, написанного 17 августа 1988 г. епископом украинских католиков Стамфорда (США) Василием Лостеном руководителю фабрики Святого Петра монсеньору Лино Занини. В письме, в частности, говорится: «Пишу Вам относительно моего желания подарить базилике Святого Петра две мозаики святых Владимира и Ольги в честь тысячелетия крещения Украины. Я поручил профессору Уго Маццеи согласовать этот вопрос. Профессор – мой старый друг, который создал для храмов моей епархии много мозаик в своей студии в Италии и признан во всем мире своими прекрасными художественными работами в мозаике и мраморе… Ожидаю ответа… в надежде, что этот наш проект великого прославления Бога будет символизировать глубокую верность Украинской Католической Церкви Святому престолу и Понтифику в этот год тысячелетия христианства моего народа».

Еп. Василий Лостен (11 мая 1930) родился и вырос в США, младший из 10 детей, закончил университет и был рукоположен в 27 лет. Стал епископом в 1971 г. среди активных протестов группы священников – сторонников Украинского патриархата. Лостен считал, что украинская католическая церковь уникальна тем, что хранит свои традиции: на это и должны быть направлены все силы. Активно помогал Католической Церкви на Украине – как материально, так и духовно, способствуя созданию там семинарии. В 2006 г. покинул свой пост. В его биографии отмечается, что он хотел стать епископом еще в 8-летнем возрасте. Но достигнув положенного возраста – 75 лет, - ушел в отставку, пообещав своей пастве продолжать активно участвовать в делах епархии.

Через неделю после получения письма, 24 августа, монс. Занини дал положительный ответ еп. Лостену.

Архиепископ Лино Занини (6 мая 1909 – 25 октября 1997) родился в провинции Тревизо, в том же городке, где родился папа Пий X, был рукоположен в 1933 г. в Венеции. Занимался дипломатической деятельностью в нунциатурах Эквадора, Чили, Перу, Бельгии, Люксембурга и Ливана. Затем и сам стал нунцием в Доминиканской республике и в Аргентине. Был апостольским делегатом в Иордане, Кипре, Иерусалиме и Палестине. В 1973 г., после 35 лет дипломатической службы, архиепископ Лино Занини стал Апостольским делегатом Ватиканской базилики Святого Петра, делегатом и президентом фабрики Святого Петра и президентом Студии мозаики, а также президентом Постоянной комиссии охраны исторических и художественных памятников Святого престола (в 1986-89 гг.). На этих постах он занимался прежде всего реставрацией базилики и это благодаря ему паломники сегодня могут посетить Гроты Ватикана. В 1989 г. Лино Занини вышел на пенсию.

Таким образом, установка мозаичных изображений святых Владимира и Ольги в соборе Святого Петра в Ватикане – практически одно из последних его дел.

20 октября того же 1988 г. Фабрика Святого Петра послала еп. Лостену смету на «изготовление двух мозаик для установления в Ватиканской базилике, изображающих соответственно святого Владимира и святую Ольгу. Каждая из мозаик овальной формы, размером 140 на 80 см (максимальный и минимальный диаметры), в металлической окантовке, созданы по рисункам, предоставленным проф. Уго Маццеи Ватиканской студии».

Профессор Уго Маццеи создал к тому времени многочисленные мозаики для различных храмов – упомянем только пресвитерий в Катандзаро, капеллу Святых даров в Чиро. В Миннеаполисе (США), в церкви Святого Константина, профессор является автором мраморного главного алтаря и мраморного иконостаса в одной из капелл. Видимо, во время этой работы он и подружился с епископом Лостеном.

Две мозаики создавались одновременно под руководством профессора Вирджилио Кассио. В письме, посланном 28 февраля 1989 г. профессором Маццеи архиепископу Занини, говорится о ходе работ: «В ходе моего визита 17 февраля я осмотрел первые результаты работ над мозаиками Св. Владимира и Св. Ольги… Должен сказать, что очень рад подтвердить… изумительную тонкость художественной интерпретации двух моих рисунков и выразить свою благодарность художнику профессору Вирджилио Кассио, техническому директору Ватиканской студии мозаики, и его соратникам».

Профессор Вирджилио Кассио (1914 – 2002) известен как художник прежде всего большой мозаикой на Апостольском дворце Ватикана. Она изображает Мадонну с Младенцем – Матерь Церкви. Мозаика высотой в два с половиной метра была создана в ноябре-декабре 1981 г. Под изображением помещены герб Иоанна Павла II и его девиз. У этой мозаики интересная история.

После покушения 13 мая 1981 г., по возвращении из больницы в Ватикан папы Войтыла, правительство Святого престола обсуждало вопрос об установлении какого-либо знака на месте покушения на площади Св. Петра. Иоанн Павел II тут же выразил свое пожелание, чтобы это было изображение Девы Марии: он был уверен, что это она защитила его, и, следовательно, нет лучшего способа увековечить память об этом событии. К тому же, рассказал папа, уже год назад ему указали на отсутствие важного элемента на площади Святого Петра: есть Христос, есть апостолы и многочисленные святые, но нет образа Мадонны. На самом деле Мадонна изображена над бронзовыми вратами, но его видит только тот, кто входит под колоннаду.

Однако это желание понтифика натолкнулось на скептицизм Комитета по охране исторических и художественных памятников Ватикана: площадь Святого Петра считается «неприкасаемой».

Было найдено неожиданное решение: вмонтировать мозаику в одно из окон Апостольского дворца, выходящих на площадь. Проект папе понравился. Он также дал понять, что ему хотелось бы, чтобы Мадонна была изображена как Матерь Церкви.

По этому поводу монс. Занини, о котором уже говорилось, заметил, что внутри ватиканской базилики, точнее, над первым алтарем слева есть фреска Мадонны с Младенцем, реставрированная во время понтификата Павла VI и названная затем «Матерь Церкви» в память исторической даты 21 ноября 1964 г., когда папа Монтини во время Второго Ватиканского собора провозгласил Деву Марию Матерью Церкви.

Это изображение богато историей: оно находилось в древней базилике Константина и является одним из редких произведений искусства, которые удалось спасти и перевезти в новую базилику после того, как Микеланджело закончил сооружение ее купола. Перенос фрески состоялся в 1607 г. В 1645 г. Ватиканский капитул короновал Мадонну. Поскольку изображение изначально находилось на колонне древней базилики, его называли «Мадонна колонны».

Архиепископ Занини предложил воспроизвести в мозаике именно эту историческую фреску, и проект получил всеобщую поддержку. Работу выполнил профессор Вирджилио Кассио.

17 августа 1989 г. профессор Джузеппе Зандер оставил запись о «установке фигур святых Владимира и Ольги по бокам алтаря Св. Эразма… в базилике Ватикана».