Лурд

Паломничество в Лурд – одно из самых популярных в мире, прежде всего благодаря произошедшим там исцелениям. Это и плохо, и хорошо. Хорошо – потому что людям нужна надежда. Но эту надежду дает вера… Плохо – потому что жажда исцеления затмевает во многом и во многих истинный духовный смысл явления Богоматери. Хотя, надо сказать к чести местного священства, оно старается сосредоточить паломников на молитвенной составляющей, избегая всякой истерии и ажиотажа, часто сопровождающих паломничества к чудотворным святыням.


Хронология

1858 - чудо явления
1907 - начало паломничеств
Основные памятники
Крепость Роккафорте
Грот
Источник
Крестный путь
Базилика Розария
Ратуша

История

Согласно легенде, Карл Великий, возвращаясь из Испании, решил осадить крепость. Но время шло, а крепость не сдавалась. Однажды огромный орел спустился на башню и уронил на нее огромную форель. Комендант крепости бросил ее солдатам Карла Великого. В общем, осаждающие увидели в этом знак свыше и отступились. Уговорил отступиться епископ Турпе, а комендант, который был язычником, крестился. На геральдическом гербе Лурда – красный щит с тремя черными с золотом башнями; на одной из башен сидит орел, держащий в клюве серебряную форель. 6 серебряных гор. Орган из русского дуба

- Лурд – маленький французский городок почти на границе с Испанией – прячется в густых сосновых лесах в отрогах Пиринеев, выходя к реке Гав-де-По. У подножья одной из гор – скалы Масабиель – грот, который сегодня носит имя святой Девы Марии – центр и смысл паломничества.

- В Лурд стекаются тысячи паломников, прежде всего жаждущих исцеления. Но на богослужениях, на поклонении Святым Дарам, на Крестном пути их было максимум полсотни. И во время массовых «мероприятий» - например, ночное шествие с горящими свечами – было заметно, что большинство не знает ни молитв, ни гимнов. Зато в очереди за святой водой или в купальню стоят долгими часами тысячи. С разных сторон слышатся советы – «здесь хорошо чистить ауру» (реакция «нормального» христианина – «мы чистим зубы, а не ауру»), «потритесь больным местом о стену грота» («ну да, а вдруг отвалится»). Вокруг был странный симбиоз – глубоко невежественного язычества и христианской святыни. Слава Богу, священники и монашествующие отнюдь не поддерживают экстатических проявлений, иначе весь Лурд пропах бы фарсом. Интересно, как можно рассчитывать на исцеление, не веря и не почитая Того, у кого его просишь?..

В 1858 г. 14-летняя девушка, дочь разорившегося мельника, Бернадетта Субиру вместе с двумя подружками пошла собирать хворост на склонах горы. Когда она уже перешла вброд речку, из грота донесся неясный шум. Она взглянула в ту сторону и увидела женщину в белом платье с голубым поясом. На туфлях у нее было по желтой розе, желтые же четки она держала в руке. Остальные девочки ничего не увидели.

На следующий день Бернадетта вернулась к гроту и вновь увидела женщину и, повинуясь ее жесту, стала молиться по четкам. Через 4 дня женщина заговорила с девочкой и пообещала, что будет приходить еще 15 раз. И выполнила свое обещание. Иногда встреча проходила в молчаливой молитве, иногда женщина что-то говорила Бернадетте. Девочка сразу же рассказала обо всем родителям, но те ей не поверили и запретили ходить ко гроту. Девочка не послушалась, слухи о ее видениях распространились по округе, и к гроту стало приходить много людей – сначала пара сотен, а потом и до 8000. Но они видели только молящуюся Бернадетту.

О чем же говорила женщина? Призывала к покаянию, затем велела Бернадетте рыть руками землю и из ямы начал бить источник. Вот этот источник и стал местом особого поклонения, поскольку очень скоро около него стали происходить исцеления. Сегодня существует специальное бюро, в обязанность которого входит экспертиза (и весьма, замечу, тщательная) исцелений. За 25 лет 98 исцелений было признано удивительными и 11 – чудесными.

Однажды женщина сказала, что около грота надо построить часовню. Священник, которому девочка передала это сообщение, ответил, что если дама хочет, чтобы построили часовню, пусть назовет свое имя и поможет найти средства. Надо сказать, что Бернадетта уже несколько раз спрашивала женщину, как ее зовут, но та в ответ только улыбалась. Но на этот раз она сказала: «Я – Непорочное зачатие». Именно это заставило священника отнестись к рассказу девочки серьезно. Дело в том, что Бернадетта была безграмотной, более того, она практически не знала французского и говорила на диалекте, из-за чего даже не прошла катехизацию и не была допущена к первому причастию. А значит и выдумать сама эти слова не могла – все-таки речь шла о достаточно сложном богословском понятии.

С некоторых пор в гроте рядом с Бернадеттой находился врач, который и засвидетельствовал первое чудо. Молясь, девочка держала в руке горящую свечу. Однажды свеча догорела до конца и почти четверть часа огонь охватывал пальцы Бернадетты, но не обжигал ее.