«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
В 44 км от Вероны, на высоте 774 м над уровнем моря, в окружении короны горных пиков находится святилище (санктуарий) Мадонны делла Корона. С ранней весны до поздней осени сюда тянутся группы паломников из Мантуи, Брешии, Падуи, Вероны. Они идут поклониться Пьете – Мадонне Долороза. Не той, знаменитой, автором которой является Микельанджело, но для местных жителей – и не только – не менее значимой.
Эта каменная и расписанная статуя создана неизвестным скульптором в 1432 г. Она невелика – всего 75 см в высоту и 75 см в ширину. Но лица Матери и Сына столь выразительны, что из века в век взглянуть на них приходят тысячи людей.
Первая церквушка святилища была построена в 1530 г.; ее размеры не превышали размеров обычной комнаты. Церквушка располагалась на узком горном уступе, добраться до которого можно было только двумя способами: спустившись с вершины горы по веревкам или поднявшись по склону из долины реки Адидже. И так попадали сюда паломники вплоть до середины ХХ в., когда была проложена дорога и пробита галерея в толще скалы. Теперь на этой дороге размещены 14 стояний Крестного Пути:
Осуждение на смерть,
Возложение креста,
Первое падение Иисуса,
Встреча с Матерью,
Помощь Симона Киринеянина,
Вероника отирает лик Христа,
Второе падение,
Утешение плачущих женщин,
Третье падение,
Обнажение Христа,
Распятие,
Смерть,
Снятие с креста,
Погребение.
В 1625 – 80 гг. была построена новая церковь. Узость уступа заставила архитекторов частично «вмонтировать» ее в склон горы, и через окно в куполе храма виден нависший каменный свод. В 1898 г. церковь перестроили, придав ей неоготический облик и облицевав веронским мрамором – белым и красным.
Тогда же веронский скульптор Уго Заннони создал статуи, украшающие храм. Самая знаменитая из них – «Встреча Богоматери с Сыном Иисусом, несущим крест на Голгофу» (1919 г.). Это была последняя работа 83-летнего скульптора, резцу которого, кстати, принадлежит статуя Данте в Вероне.
Окончательный вид святилище приобрело в конце 80-х гг. ХХ в., в ходе подготовки к визиту Папы Римского Иоанна Павла Второго. К этому времени принадлежат стояния Крестного пути, баптистерий, картины, витражи.
Баптистерий окружают символические изображения семи даров Святого Духа - премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия и страха Господня;
среди витражей нужно отметить две группы, иллюстрирующую 15 тайн Розария:
Радостные тайны -
Благовещенье,
Встреча Марии и Елизаветы,
Рождество,
Сретенье,
Обретение во храме;
Скорбные тайны –
Моление в Гефсиманском саду,
Бичевание,
Увенчание тернием,
Крестный путь,
Распятие;
Славные тайны –
Воскресение,
Вознесение,
Сошествие Святого Духа,
Взятие Девы Марии на небо,
Увенчание Марии славой;
и символически изображающую строки литании Богоматери:
Зерцало справедливости,
Престол мудрости,
Источник нашей радости,
Роза таинственная,
Башня Давидова,
Башня из кости слоновой,
Дом драгоценнейший,
Хранилище Завета,
Дверь небесная,
Звезда утренняя.
Таким образом храм превращается еще и в молитвенник.
Великолепная природа, тишина, церковь, прилепившаяся к склону горы, солнце, пробивающееся сквозь витражи, Пьета – все это достойно внимания тех, чья молитва стремится вознестись выше скал.