«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
1 – 28 октября 2007 г. в Парме прошел фестиваль Верди
В Парму меня привело несколько соображений. Во-первых, Верди – одна из мировых культурных аксиом. Можно не любить и не понимать оперу, но не знать, что Верди – великий композитор, нельзя. Во-вторых, при упоминании этого имени, мое сердце всегда наполняет гордость. Дело в том, что опера «Сила судьбы» была написана великим итальянцем специально для России. В начале 1861 г. Верди получил письмо от обожаемого петербургской публикой тенора Энрико Тамберлика: «Я переговорил с директором Императорских театров господином Сабуровым, который немедленно уполномочил меня со всей возможной горячностью просить Вас уделить искру Вашего гения театру в Петербурге». Верди согласился, но поставил условие: он напишет оперу по драме Гюго «Рюи Блаз». Однако российские цензоры не одобрили его выбор. Переговоры, казалось, зашли в тупик. В конце концов, конфликт все-таки был разрешен, и 3 июня 1861 г. контракт был подписан. «Маэстро кавалеру Верди» были предоставлены самые широчайшие права: выбор сюжета, либреттиста и исполнителей, обещаны полностью новые декорации и костюмы, а также гонорар в 60000 франков золотом. На этих условиях Верди решился «подвергнуться риску отморозить нос в России».
Нашелся и подходящий сюжет: пьеса испанского драматурга Анхеле де Сааведры, герцога Риваса «Дон Альваро, или Сила судьбы». «Драма величественна, своеобразна и огромна. Мне она очень нравится, но я не знаю, найдет ли в ней публика все то, что нахожу я. Точно одно: это нечто выдающееся». Музыка была написана всего за 4 месяца, что, однако, вовсе не означает спешки: драма «запала» в душу композитора еще в 1850 г.
Первое путешествие Верди в Петербург оказалось неудачным. Примадонна Мария-Эмма Лагруа была больна и не могла петь. Премьеру было решено отложить на следующий сезон. Старинная фотография запечатлела композитора в длинной, до пят шубе с огромным меховым воротником, в меховой шапке. Свой второй приезд в Россию маэстро начал с Москвы, где в Большом театре в его честь был дан «Трубадур», прошедший с огромным успехом. О том, насколько Верди был в моде, свидетельствуют даже клички лошадей на московских скачках 1860 г.: Травиата, Трубадур, Риголетто…
«Сила судьбы» впервые прозвучала в Петербурге 10 ноября 1862 г. Премьера была шумной и более чем успешной. По причине нездоровья Александр II появился в театре только на четвертом спектакле. Он позвал композитора в свою ложу, где вместе с императрицей сделал ему массу комплиментов. А спустя некоторое время наградил Верди орденом Святого Станислава 2-ой степени. Однако русская пресса оказалась не столь благожелательной. Рецензии на премьеру оказались почти целиком отрицательными. А на третьем спектакле в театре даже состоялась демонстрация, направленная скорее против феномена итальянской оперы, чем лично против Верди. Ее организовали люди, которые позднее стали известны как «Могучая кучка». Им было чуть меньше или чуть больше 20 лет. Итальянская опера казалась им устарелой и принадлежащей к категории развлечений для аристократии. Они желали «сбросить ее с корабля современности» и расчистить путь новому национальному искусству. Как реагировал Верди на резкость русской критики? В переписке с друзьями он обходил этот вопрос молчанием, однако по отдельным иронически-раздраженным замечаниям и негодующим репликам жены композитора Giuseppina Strepponi можно понять, что он не остался к ним равнодушным.
Однако сказать, что путешествие в Россию, в «страну льдов», оставило у великого маэстро лишь горькие воспоминания, было бы все же неправдой. В своих письмах из России, адресованных Clarina Maffei, Верди пишет: «В течение двух месяцев – поражайтесь, поражайтесь – я бывал в салонах и на обедах, на празднествах и т.д. и т.п. Я познакомился с людьми титулованными и нетитулованными: с мужчинами и женщинами, любезнейшими и отличающимися вежливостью поистине обаятельной, вежливостью совершенно иной, чем дерзкая вежливость парижан».
Сцена первого акта из оперы Дж.Верди «Травиата» в Оперном театре Пармы
Было и третье соображение: в «Травиате», одном из центральных событий фестиваля, дирижировал Юрий Темирканов, а роль Жермона исполнял Владимир Стоянов. Наш журнал “Russia multicolore” всегда стремится освещать культурные события, связывающие Италию и Россию.
Парма встретила меня чудесной осенней погодой. Закатные лучи солнца как софиты высветили макушку кафедрального собора и усугубили исконную розоватость баптистерия. Во всех витринах магазинов, кафе, офисов были выставлены фотографии великого земляка, его манускриптов, сцен из его опер. Магазин «Оптика» порадовал меня фотографией Верди в шубе. Напротив него я и села за столик бара выпить кофе и детальней ознакомиться с программой фестиваля.
Признаемся честно: сегодня классическая музыка, даже опера и балет, не являются сверхпопулярными. «Даже опера и балет» потому, что в них, в отличие от камерных и симфонических концертов, присутствует зрительный ряд и ясное (хотя бы изложенное в либретто) содержание. Я не знаю точных статистических данных, но рискну утверждать, что процент населения, стремящегося попасть на музыкальный спектакль или концерт, поистине ничтожен, особенно среди молодежи. Спектакли на Арене в Вероне или в Большом театре в Москве, где всегда аншлаг, привлекают прежде всего необычностью или престижностью, входя в число «культурных аксиом». В основном же опера остается уделом знатоков и ценителей, т.е. довольно узкого круга лиц.
В Парме постарались этот круг расширить и сделали это весьма интересно. Кроме спектаклей на сцене Королевского театра и в Буссето, можно было посетить концерты или «Реквием» с Риккардо Мути. Для тех, кто предпочитает современное искусство, были подготовлены опера Никола Сани и концерты Александра Романовского и Квартета Амати. Программа «Верди среди нас» посвятила каждый день фестиваля одному из произведений композитора, о котором рассказывала через произведения искусства, фотографии, литературу и, конечно, собственно музыку. Детей ждали конкурс «Знаешь ли ты Верди?» и творческая лаборатория «Секреты мастерства», где ребята могли попробовать свои силы как композиторы и музыканты. По воскресеньям духовые оркестры возрождали на улицах города атмосферу эпохи Верди. Персонажи трагедий Шекспира и опер Верди стали главными героями фотовыставки «Отелло: любовь, страсть, предательство, смерть». Были организованы и другие выставки, поездки по местам, связанным с жизнью композитора, изданы прекрасные книги. Более того, было подготовлено специальное меню «За столом с Верди» на базе рецептов личного повара композитора. В общем, быть в Парме и не познакомиться с Верди хотя бы с точки зрения кулинарии оказалось невозможным.
Но вернемся все же к центру фестиваля – Королевскому театру Пармы. Он был построен в 1829 г. Первой постановкой стала «Заира» Винченцо Беллини. Любопытно, что позже королева-основательница Мария Луиза сказала: «Музыка Беллини останется, а Верди – пройдет». И именно в этом театре проходили основные спектакли фестиваля Верди, в частности «Травиата». Кстати, не всем понятно название этой оперы, ведь главную героиню зовут Виолетта, да и вообще никакой Травиаты в сюжете нет (иногда опера шла под названием именно «Виолетта»). На самом деле название является причастием и может быть переведено как «та, которую предали» или «та, которую извратили, изменили». В интервью режиссеры и супруги Карл-Эрнст и Урсел Херрманн говорили об автобиографическом элементе в сюжете оперы. И действительно, в 33 года Верди остался один, потеряв двух маленьких детей и жену, но в его жизни вскоре появилась другая – Джузеппина Стреппони. Хорошая певица, образованная и интеллигентная, она сразу восприняла музыку этого грубоватого и немногословного гения. Это она подтолкнула импресарио Мерелли поверить в Верди. Это она пела триумфальную оперу, «Навуходоносора», изменившую жизнь композитора. В итоге Беппина Стреппони обосновывается в сердце Верди, женившегося на ней много лет спустя, в 1859 г., чтобы положить конец сплетням.
Связь длилась полвека, исполненная огромного чувства, но и многочисленными страданиями Беппины. Первые годы в Сант-Агате, на вилле, которую маэстро построил в нескольких километрах от Буссето, родственники и соседи отвергали ее, считая почти что проституткой. Верди часто отсутствовал, сохраняя их связь в тайне. Это были и годы популярности трилогии, пик успеха Верди – «Риголетто», «Трубадур» и, наконец, «Травиата». В этой последней опере, основанной на сюжете «Дамы с камелиями» Александра Дюма-сына, отразилось многое из положения его женщины. «Мне нечего скрывать. В моем доме живет синьора, свободная, независимая, любящая, как и я, одиночество. И я, и она должны сами отдавать себе отчет в последствиях наших поступков» – это строки из длинного, часто цитируемого письма, в котором Верди жестко и с достоинством ставит на место всех своих домочадцев.
Интересно, что в этом же интервью режиссеры называют в качестве литературных ассоциаций к опере произведения Бальзака и Бодлера…
И все же вернемся к спектаклю. Надо сказать, что на этот раз «Травиата» стала триумфом славянского искусства: дирижер Юрий Темирканов, «Виолетта» Светла Вассилева (Болгария), «Жермон» Владимир Стоянов – великолепное трио, покорившее зал. Опера чрезвычайно сложна, в частности потому, что очень хорошо известна, она вся «на слуху», причем в исполнении великих артистов. Здесь любая ошибка и даже неточность сразу бросается если не в глаза, то в ухо. Паузы, речетативы, голоса из-за сцены… Я не знаток оперного искусства, но при этом могу оценить всю виртуозность прославленного дирижера. Есть и много «технических» трудностей для певцов. В восприятии многих оперный певец (отчасти благодаря таким фигурам, как Образцова, Паваротти, Штоколов, Соткилава) – это нечто монументальное, твердо стоящее на ногах и совсем не готовое бегать и плясать. Помню свое первое детское мнение об опере как об огромном вранье. Я попала на «Евгения Онегина», где Ольга, юная резвушка, оказалась дамой весьма солидных возраста и веса, а убитый Ленский еще долго стоял и пел. Я тогда пришла к выводу, что дуэль была предумышленным убийством, поскольку, если бы кто-нибудь позвал «скорую помощь», Ленский бы наверняка выжил и женился на Ольге: судя по тому, сколько еще он смог простоять и пропеть, ранен он был не очень тяжело…
Светла Вассилева и танцевала на столе, и пела лежа…
Облик, пластика и голос прекрасно слились в образе Виолетты
«Травиатой», одним из центральных событий фестиваля, дирижировал Юрий Темирканов
С этой точки зрения концертные исполнения опер, пожалуй, даже привлекательней. Но «Травиата» на сцене Королевского театра в Парме великолепно преодолела все сложности – Светла и танцевала на столе, и пела лежа, и при этом пела прекрасно. Облик, пластика и голос прекрасно слились в образе Виолетты. «Славянская» «Травиата» удалась на славу. Как и весь фестиваль Верди, который стал событием не только для узкого круга ценителей, пусть и со всего мира (в зрительном зале мне встретились и немцы, и датчане, и англичане), но и общим культурным достоянием. И, надеюсь, примером для тех, кто стремится возродить популярность оперного искусства