Турин черно-белый и цветной

Турин – романтичный и властный, полный поэзии и индустрии, сентиментальный и мужественный, деликатный и жесткий. “Турин – это в некотором смысле огромная закрытая книга, где только тот, кто читает ее страница за страницей, может понять ее значение, ценность и величие”, - так писал один из самых знаменитых туринцев прошлого века Джованни Аньелли.

Никто точно не знает, кто по происхождению жители Турина. Греческий историк Страбон и римский историк Плиний считали их лигурийцами, но не исключали возможность того, что они кельты или этруски. Но во всех трех народах исследователи видят нечто мистическое – книги часто характеризуют их как “таинственные”.

В 312 г. император Константин открыл ворота в город христианству, и сегодня город называют “землей святых”.

Хотя значительно чаще на память приходит автомобилестроение – родина прародителя наших “Жигулей”. Но для туриста в “сером” промышленном Турине путеводными нитями являются две краски: белый Турин – город веры и верующих, храмов всех религий и толерантности и черный Турин – город тайной магии и эзотерики.

Жемчужина белого Турина – Домский собор, в котором хранится знаменитая туринская плащаница. В римскую эпоху здесь находились три храма, соединенные между собой и затем превращенные в три христианские церкви. В 1490 г. кардинал Ровере поручил архитектору Мео дель Каприно строительство Домского собора, освященного в честь Иоанна Евангелиста, очень почитаемого святого, потому что 24 июня, в день праздника, посвященного ему, начинается жатва, так что здесь объединились языческие обряды и христианский культ. И хотя это отнюдь не редкость – большинство христианских праздников корнями уходит в язычество, - здесь эта традиция не просто сохранилась, но и развилась.

В приделе храма в ларце – вернее, в трех ларцах, вставленных друг в друга, – величайшее сокровище собора, туринская плащаница. Каждый ларец заперт на отдельный ключ, каждый ключ хранится у одного человека – от одного ларца у Папы Римского, от второго – у епископа Турина, от третьего – у хранителя плащаницы. И только собравшись втроем, они могут достать святыню. И происходит это раз в пятьдесят лет.

Но что такое туринская плащаница? Это льняная ткань 4,36 на 1,10 м., в которую было завернуто тело Иисуса Христа для погребения и на которой чудесным образом отпечатался Его облик, следы ран и тернового венца. О подлинности этой святыни уже много десятилетий идут дискуссии, и пока побеждают ее защитники.

Несколько лет назад зародилась было сенсация – согласно генетическому анализу, кровь, запекшаяся на ткани, принадлежит женщине. Но она не получила распространения, во-первых, потому, что отпечатавшееся на полотне изображение явно мужское по всем физиологическим параметрам, - значит, либо кровь принадлежит не ему, а, возможно, какой-то из женщин, либо готовивших тело к погребению, либо прикасавшихся позже к плащанице. А во-вторых, есть и богословское объяснение: как известно, женский ген содержит две одинаковые хромосомы - ХХ, а мужской – две разные - ХУ. Соответственно, при делении яйцеклетки у женщин получаются два одинаковых набора хромосом, а у мужчин – два разных сперматозоида, которые и определяют пол будущего ребенка.

Но если Иисус был зачат от Святого Духа, то хромосомы у Него должны быть только Девы Марии, т. е. женские. Так что даже если это открытие будет подтверждено, оно никак не сможет опровергнуть гипотезу о подлинности плащаницы, скорее наоборот, подтвердив заодно непорочное зачатие.

Любят туринцы и санктуарий Консолаты, основанный еще в 440 г. Изображение Богоматери с Младенцем, находящееся в главном алтаре, было когда-то утрачено. Его обретение связывают с легендой, согласно которой слепой Жан Раве из Бриансона увидел сон, в котором Дева Мария велела ему найти пропавшую картину. Так тот и поступил – отправился в Турин и через три дня обнаружил картину и прозрел. В память об этом событии вечером 20 июня туринцы ставят на подоконники лампы.

Базилика Марии Ааузилиатриче построена в 1865 г. архитектором Специя. Но руководил работами Джованни Боско, чьи одежды хранятся среди основных реликвий храма. О нем мы поговорим чуть позже.

Вокруг площади Сан Карло находится прямо-таки белая зона – храмы св. Терезы и св. Филиппа, святых Фомы и Массимо и святых Лоренцо и Далмаццо, а также две симметричные церкви св. Карло и св. Кристины.

На площади Корпус Домини с одноименной церковью туринцы вспоминают о чуде 1453 г., в честь которого и воздвигнут храм. На площадь вышел человек с тяжело нагруженным ослом. Внезапно животное взбрыкнуло. Багаж упал, из него выпала дарохранительница, из которой выпорхнула и унеслась в небо облатка, которой причащаются католики. Чтобы она спустилась, епископу города пришлось долго молиться, пока облатка не оказалась в чаше. Через шесть лет здесь установили мраморную доску, а в 1598 г. после эпидемии чумыпостроили прекрасную церковь.

Католикам всего мира известны и еще две белые зоны – Салезианский центр и центр Коттоленго. Для того, чтобы понять, почему, надо познакомиться с выдающимися – и святыми – туринцами.

Есть Святая Земля – Иерусалим, а есть Земля святых – Турин. Это название не случайно: практически в каждом храме есть саркофаги с нетленными останками какого-нибудь святого. Надо признаться, что это на неподготовленную душу производит неизгладимое впечатление. Порой кажется, что уже мало кто помнит не только историю этих людей, но даже их имя. Однако они все еще присутствуют на этой земле.

Но сегодня познакомимся со святыми, известными всему миру и, более того, почти нашими современниками.

Святой Джузеппе Кафассо родился в 1811 г. и был “образцовым” священником, “жемчужиной итальянского клира”: о нем говорили, что он новый святой Людовик по невинности и чистоте, новый святой Винсент де Поль по милосердию, новый святой Карло Борромео по строгости жизни, новый святой Альфонсо Лигури по доброте. За свою короткую жизнь (он прожил всего 49 лет) он успел сделать столько, сколько иным не удается и за столетие.

В 1832 г. Джузеппе стал священником, затем продолжил образование в области теологии, а уже через несколько лет сам стал преподавателем риторики и блестящим профессором теологии. А вскоре он возглавил весь клир Турина, но его деятельность не ограничивалась только лекциями и работой со студентами. Он был первым учителем и благодетелем дона Боско, о котором мы расскажем чуть ниже. Но кроме этого Джузеппе был капелланом туринской тюрьмы и посвящал этой своей деятельности очень много времени. В тюремных камерах, для людей, ущемленных морально и материально, он был светлым ангелом – с добрым словом и всегда с чем-то нужным в руках.

Однажды один из приговоренных к смерти попросил Кафассо подняться с ним на эшафот, где они обнялись… Именно поэтому, а вовсе не как ругательство, Джузеппе называли “священником виселицы”, священником приговоренных к смерти. И поэтому же в 1947 г. Джузеппе Кафассо был объявлен покровителем тюрем и заключенных.

Самый знаменитый из учеников Джузеппе Кафассо – дон Джованни Боско, Святой труда, покровитель учеников и великий воспитатель молодежи. Он родился в бедной и религиозной семье, и его мать хотела, чтобы сын стал священником, но всегда говорила: “Я была рождена в бедности, я прожила в бедности и в бедности я хочу умереть. Если ты хочешь стать священником, что бы разбогатеть, я не захочу тебя видеть”. Но ее тревоги развеялись, когда дон Боско создал общину из мальчишек, подобранных на улице, и посвятил им всю свою жизнь.

Дон Боско понимал, что в новом индустриальном мире молодежь нужно готовить к жизни, не только морально, но и профессионально. Поэтому он создал первые профессиональные училища, откуда его мальчишки выходили грамотными, квалифицированными рабочими.

Свою деятельность дон Боско отдал под покровительство святого Франциска Сальского, поэтому конгрегация, им основанная, называется салезианской - редкий случай, когда конгрегация берет имя не своего основателя. С 1888 г., когда была создана сначала мужская ветвь конгрегации, а потом и женская, салезианцы распространились по всему миру – есть они и в Москве, и так же, как их основатель, занимаются детьми и молодежью.

Святой Джузеппе Бенедетто Коттоленго – друг и современник дона Боско. Однажды сентябрьским утром Джузеппе читал в своем кабинете. Зазвенел колокольчик у входа. Привратник сообщил Коттоленго, что его просят придти в гостиницу на окраине города. Там некий француз рассказал ему грустную историю. Он с женой и тремя детьми прибыл накануне в Турин из Лиона, направляясь в Милан. Но внезапно женщина почувствовала себя плохо. Врачи ничем не смогли ей помочь, и сейчас она умирает, окруженная плачущими детьми. Джузеппе оставался с женщиной до ее смерти, заботился о детях, рассказывал им о рае, куда уходит их мама. А потом, оставив отцу немного денег, ушел из гостиницы. В эту ночь он долго молился перед образом Богоматери Милосердия, а потом вдруг велел привратнику зажечь все свечи и зазвонить в колокола. “Быстрей, - кричал он, - Мадонна послала благодать!” И эта благодать, полученная им ночью в пустой церкви, заставила Джузеппе посвятить свою жизнь милосердию – героически и абсолютно.

На следующий день Коттоленго продал все свои картины, книги, серебряные пряжки, золотые часы и даже плащ и купил две комнаты. Это и стало первым помещением его приюта, а первой его жительницей стала парализованная старуха, которую он подобрал на улице. У нее не было ни документов, ни денег на аренду жилья. “Это ничего, - говорил Джузеппе, - аренду заплатит Божественное Провидение”. Вскоре появились и другие жильцы. “Маленький дом Божественного Провидения” расцвел невиданным милосердием – его бесплатно посещали врачи, аптекарь бесплатно готовил лекарства. И сегодня, превратившись в целый городок, приютивший больных детей и одиноких стариков, “Маленький дом” Коттоленго и конгрегация его имени продолжают давать надежду отчаявшимся.

В доме № 11 по улице Милано находится аптека Аньлезио, одна из самых старых в Турине (основанная в XVII в.). она известна также под именем “коттоленгова”, потому что ее хозяин Аньлезио бесплатно готовил лекарства для больных сирот, которые жили в больнице, устроенной священником Джузеппе Коттоленго в двух комнатушках в доме № 19.

Святой Леонардо Муриальдо был канонизирован в мае 1968 г. Этот святой – нашего времени и для нашего времени: его пример не потерял своей актуальности, как это случается со вполне достойными, но далекими для нас по времени и образу жизни святыми.

Он родился в Турине в 1828 г. и продолжил традицию Коттоленго, Джузеппе Кафассо и дона Боско. Происходя из богатой семьи, он стал священником в самых бедных районах, заботясь о маленьких бродяжках, заключенных, детях улицы. Он помогал дону Боско. Но больше всего занимали его голову и душу другие проблемы – рабочие, их социальная организация в духе христианства, духовная и материальная помощь им, в частности, создание касс взаимопомощи.

С помощью Муриальдо и его единомышленников рабочие вновь обрели свое достоинство как труженики и христиане. Они сумели заставить себя слушать и хозяев, и власти, и правительство, Леонардо начал издавать газету “Голос рабочего”, который впоследствии стал организационным центром Католического Союза рабочих, среди основателей которого был и Муриальдо.

Леонардо боролся и с мнением, что “католики не выбирают и не избираются” – он считал, что только активное участие католиков в политической жизни способно послужить общему благу. С именем этого святого связано понятие “христианской демократии” – он считал, что для того, чтобы демократия была не демагогической, а истинной, она должна быть христианской.

Но в Турине есть не только христианские храмы. В 1848 г. Карл Альберт провозгласил абсолютную свободу культов. И сегодня здесь действуют и синагога, и мечеть.

Но есть одно место, в котором соединяются Турин белый и Турин черный – храм Гран Мадре ди Дио, расположенный у подножья холма на берегу реки По. Он построен в 1814 г. в подражание римскому пантеону на месте храма Изиды и расположен так, что в день зимнего солнцестояния свет падает прямо на его врата. Его название – храм Великой Матери Бога – эзотерики слегка сокращают, считая его храмом Великой Праматери. Но особое внимание привлекают скульптуры – Веры и Милосердия. Вера в виде женщины, которая одной рукой указывает на скрижали с заповедями, другой держит крест. Самое курьезное, что у ее ног, под мантией, скульптор поместил папскую тиару. А статуя Милосердия держит в левой руке чашу, ассоциирующуюся с чашей Грааля, из которой пил Иисус на Тайной вечере. Говорят, что эта реликвия скрыта где-то в Турине, и взгляд статуи указывает направление, в котором надо ее искать. По мнению магов, в этой чаше скрыт изумруд, выпавший из короны Люцифера, когда тот был сброшен в ад.

Папа Иоанн Павел II, посещая Турин, сказал, что туда, где есть святые, спешит и дьявол. Город “приютил” около 40 тыс. сатанистов, зарегистрировано 3 тыс. магов, 2 тыс. гадалок и 1,5 тыс. предсказателей. Многие здания в центре украшены сатанинскими символами. Но почему Турин стал центром сатанизма? Прежде всего, чтобы понять это, надо посмотреть на город с высоты: река По и ее притоки образуют китайскую идеограмму Тао. А Турин, Бергамо и Ла Специя (город, весьма интересующий уфологов) образуют треугольник с разницей углов в 3, 14 – магическое число строителей пирамид. Еще один “аргумент” – слияние рек По (солнце) и Доры (луна), которые образуют водное кольцо вокруг города.

В Турине скрыты три реликвии – чаша Грааля, плащаница и фрагменты креста, на котором умер Иисус, - а число 3 всегда считалось магическим.

На площади Солферино находится Ангельский фонтан. Его скульптурная группа содержит масонские символы. Они есть и на ул.Милано и на ул. Гарибальди в виде характерных квадратных колон с пазами. Рядом с галереей Сан Федерико на мостовой можно заметить изображение бронзового быка – тоже эзотерический символ.

Среди эзотерических мест надо отметить башни Палатине, под которыми, говорят, проложены подземные ходы – место Черной мессы. Считается, что в башнях жил Понтий Пилат, и чувствительные люди утверждают, что не могут пройти мимо них без дрожи и холодного пота. Но магическим центром считается музей Египта. Турин был основан во времена правления в Египте фараона Тутмоса III, мастера в области эзотерики. И по странному совпадению именно его мумию привезли в Турин вместе с другими памятниками его династии. Были в столице Пьемонта и другие великие знатоки магии – от Калиостро до Парацельса и Нострадамуса.

И последний пункт черного Турина – гора Музине в 20 км от города. Интересно, что растения на ней плодоносят только до определенной высоты, а дальше встречаются только пустоцветы. Уфологи считают, что в недрах горы скрывается база НЛО, а древнее граффити на ее склоне указывает место посадки инопланетянам.

Вот поэтому, видимо, в Турин спешат не просто туристы, а люди, наделенные особой восприимчивостью к сверхъестественному – и божественному, и сатанинскому. Город “на границе добра и зла”, по выражению великого Ницше, каждому предоставляет выбор.