«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
«Возьми орлиный камень и разотри его в порошок, потом возьми эту муку и сделай тесто и дай всем есть, и так кражу будет невозможно скрыть». Этот курьезный рецепт предназначен тем, кто хочет разоблачить обворовавшего их вора. Казалось бы, он должен находиться в книге заклинаний, но обнаружен он в одной из первых книг, обучающих фокусам. Такие книги начали распространяться с 1520 г., давая советы, как заставить появляться и исчезать карты и монеты.
Тот факт, что фигура фокусника вплоть до сего дня кажется связанной скорее с оккультизмом и эзотерикой, чем с искусством или театром (что было бы более логично), не удивляет, ведь в искусстве иллюзиониста есть нечто, свойственное и магии: тайна.
Только в конце XVIII в. представления фокусников нашли свое место среди спектаклей, а сами иллюзионисты освободились от обвинений в шарлатанстве. Но еще в XVI в. многие явления, которые прежде считались сверхъестественными, стали объясняться как дело рук человеческих. Тогда же и были опубликованы первые книги по технике исполнения фокусов.
Среди множества известных нам иллюзионистов XVI в. больше всего сведений сохранилось об итальянце Джироламо Скотто, фокуснике и алхимике, а к тому же дипломате на службе императора Рудольфа II и тирольского герцога Фердинанда. И все равно его жизнь кажется полной приключений и тайн.
Его имя и внешний вид известны нам благодаря медальону 1592 г., где он назван Иеронимусом Скотусом из Пьяченцы. В Пьяченце действительно существовала и была достаточно знаменитой семья, называемая Скотто, Ското или Скотти. Других сведений о происхождении и первых годах жизни Джироламо не существует, и это всегда давало поводы для разных намеков и слухов. К тому же фамилия Скотто была в то время весьма распространенной – достаточно вспомнить, что ее носили два венецианских печатника второй половины столетия, отец и сын, а также Алессандро Скотти, инженер из Пармы, работающий в те же годы в Польше и Богемии.
Некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что Скотто вообще был не итальянцем, а ирландцем или шотландцем, и что он просто придал итальянское звучание своей фамилии, как это делали многие другие артисты. В то время Италия была страной искусства, дававшей приют иностранным фокусникам, принимавшим итальянские имена.
Итак, в 1563 г. будущий император Рудольф и его брат Эрнест приехали в Пьяченцу и, возможно, именно тогда впервые встретились со Скотто. Но уже в 1569 г. фокусник из Пьяченцы уже на службе тирольского герцога Фердинанда II (он правил с 1564 г. по 1595 г.), долгое время исполняя функции и дипломата, и иллюзиониста.
Описание одного из спектаклей Скотто перед герцогом Фердинандом в Инсбруке дошло до нас благодаря рассказу придворного медика. Фокусник просил разных зрителей загадать одну из игральных карт, а потом вынимал из колоды именно те карты, которые каждый из них задумал. В следующий раз он просил присутствующих сконцентрировать внимание на одной карте, не называя ее, а затем вынимал из колоды одну карту и участники игры с недоумением обнаруживали, что все они загадали одну и ту же карту.
Иногда фокусник импровизировал – например, приглашал кого-нибудь из зрителей загадать один из разложенных на столе предметов и тут же указывал на него, или же просил сконцентрироваться на одной монете и безошибочно вынимал ее.
В те же годы присутствие Джироламо Скотто было отмечено и в Риме, куда он попал благодаря покровительству некоего кардинала из Пьяченцы. Говорят, здесь иллюзионист познакомился с Папой Римским и с кардиналом Борромео, поразив последнего своими фокусами – он превратил молитвенник кардинала в колоду карт. Об этом эпизоде – как и о многих других - рассказал французский поэт Агриппа д’Обинье, который встретил Скотто в феврале 1576 г. Д’Обинье тогда занимался организацией побега будущего короля Франции Генриха IV, взятого в плен во время войны с Католической Лигой. Скотто каким-то образом либо знал о ситуации, либо даже был вовлечен в нее. Во всяком случае, за несколько дней до бегства он предсказал успех будущему французскому королю.
Способность Скотто всегда находиться в центре событий, похоже, была обусловлена не просто стечением обстоятельств, он, скорее, сам провоцировал их, а затем стремился воспользоваться полученной информацией. Но, в отличии от более знаменитого некроманта и авантюриста графа Калиостро, жившего в XVIII в., Джироламо никогда не афишировал свои подвиги.
Когда в 1579 г. семья Фарнезе из Пьяченцы осадили Маастрихт в ходе войны с Фландрией, Скотто был в городе и давал представления. В том же году он посетил Колонию, где на ужине у архиепископа показал последнему в зеркале лицо женщины, к которой прелат питал особые чувства.
Следующий год Скотто провел в Праге, куда Рудольф II решил перевезти свой двор. Город, уже «оккупированный» алхимиками и магами любого сорта, принял, конечно, и иллюзиониста из Пьяченцы, который остался здесь надолго. И со временем вокруг его имени возникли настоящие легенды.
На службе у императора Скотто проявил себя и как дипломат, и как алхимик. Участвуя в различных посольствах, известный иллюзионист много путешествовал – в Нюренберг (1580 г.), Мантую (1582 г.), Франкфурт на Майне (1583 г.), Данциг, Ансбах, Брандебург. В конце 80-х гг. Скотто снова посетил французский двор Генриха IV, ставшего королем и перешедшего в католичество.
Длительный вояж по европейским дворам закончился в период кризиса 1592 г., когда артист был призван в Кобург, ко двору графа Яна Казимира, который хотел принять его на службу. Но однажды, когда графа не было в городе, Скотто был обвинен в том, что он соблазнил юную жену графа, а затем украл ее драгоценности. Эпизод сильно дискредитировал фокусника. И хотя благодаря высоким покровителям он избежал тюрьмы, но границы империи вынужден был покинуть. В 1593 г. Скотто отплыл из Гамбурга в Лондон, где уже распространилась слава о его подвигах. Он был приглашен ко двору и выступил перед королевой Елизаветой. Судя по документам, результатом этого выступления было знакомство Скотто с высшими слоями английского общества и столь огромная популярность, что многие англосаксонские писатели называли его в своих трудах самым великим из существующих магов. До нас не дошло описание этого выступления, но скорее всего, артист и на этот раз продемонстрировал свой конек – чтение мыслей, когда, приглашая зрителя написать на бумаге слово (сам иллюзионист в этот момент выходил из комнаты), он, вернувшись, угадывал его.
Конец жизни Скотто, так же, как и ее начало, покрыт тайной. Последний след его деятельности обнаруживается в упоминании одного зрителя в 1602 г., который был на представлении при дворе уже постаревшей королевы Елизаветы. Правда, описание артиста очень расплывчато и нет абсолютной уверенности, что речь идет именно о Джироламо.
Агриппа д’Орбинье в том же письме, в котором говорит о своей первой встрече с великим иллюзионистом, упоминает и о его кончине: он умер в Тоскане и был «магически» взят на небо в карете, запряженной четверкой черных коней, очень похожих на дьяволов.
Джироламо Скотто написал по крайней мере одну книгу – «Фантазии», которая известна нам по французскому изданию 1604 г. Тогда как брошюры других известных фокусников, как в Италии, так и в других странах, были опубликованы только в первые десятилетия XVIII в.
Но имя Скотто сохранилось в памяти жителей Богемии значительно дольше. Вплоть до 1900-х гг. появлялись книги, в которых главным действующим лицом является Скотто или Скотта – синоним мага, алхимика, шарлатана и авантюриста.
Известность Скотто сподвигла многих других фокусников на соперничество с ним. Некоторые прямо выдавали себя за него, другие издавали книги, в которых объясняли, или, по крайней мере, претендовали на это, фокусы знаменитого иллюзиониста из Пьяченцы. Но не всем везло так, как маэстро. Жизнь фокусников в XVI в. не всегда была легкой, их часто подозревали, а то и обвиняли в использовании дьявольского искусства для достижения собственных целей. Среди из них был 24-летний Христофор Маренга по прозвищу Скоттино из Мондовы, который в 1591 г. в Неаполе был арестован после выступления и передан инквизиции. Когда его везли в Рим, он попытался бежать, но был схвачен и по приговору суда заживо замурован.
В одном письме 1489 г. можно прочесть о «вине» Скоттино: «Извещаю Святую Инквизицию, что Христофор Маренга по прозвищу Скоттино проявляет ловкость рук, которая по здравому размышлению, есть дьявольское искусство». Интересно, что «дьявольские игры», приписываемые Маренге, очень похожи на те, которые обычно исполнял Джироламо Скотто.
Первые работы, посвященные магическим играм, появились в 1500-х гг. в Италии, в стране, где выступало большинство фокусников. Начиная с 20-х гг. публикуются некоторые брошюры, в которых описание фокусов, исполнявшихся более или менее известными иллюзионистами того времени, соседствовало с рецептами приготовления мази и магическими заклинаниями. Но надо отметить 1584 г., когда были опубликованы две книги, посвященные фокусам, - Жана Прево из Лиона и Реджинальдо Скотта, изданная в Лондоне. В обеих книгах описано множество игр, используемых и по сей день, прежде всего с картами, монетами и платками. Английская книга пользовалась большой популярностью. Она была издана в царствование Якова I, но автор к тому времени уже умер – и это практически все, что нам о нем известно.