«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
XV век – век утонченной роскоши, а какая же роскошь без драгоценностей? Вот о них мы сегодня и поговорим.
Понятно, что самые опытные ювелиры работали при королевском дворе. Светская и религиозная ситуация Европы (не слишком, впрочем, отличающаяся от предыдущего века) обеспечивала опытнейшим придворным ювелирам постоянные заказы на украшения, подходящие к случаю и ко вкусу заказчика. Лично заинтересованный в ювелирной мастерской и в ювелирном магазине, Бургундский герцог Филипп Добрый сам приобретал множество украшений разного сорта. Среди экземпляров, указанных в его инвентарной описи, есть и подарок, сделанный дочери по случаю предстоящей свадьбы с герцогом Савойским – церемониальная корона (подобная корона изображена в работах фламандского художника Яна ван Эйка). В ней использован растительный мотив переплетающихся листьев дуба, оттененных драгоценными камнями, расположенными по определенной схеме: центральный камень – часто рубин или сапфир - окруженный жемчужинами.
Но Филипп Добрый заказывал не только традиционные королевские регалии, но и некоторые экстравагантные вещи, такие, как тигриная шкура, украшенная глазами из рубина, золотыми когтями и зубами и с бриллиантом во рту. Отчеты и инвентарные описи указывают цвет и размеры рубинов, сапфиров, изумрудов, бриллиантов и жемчужин сокровищницы герцога. Современники приписывая им гипнотическую красоту. Но чаще и аккуратней всего описываются бриллианты, предоставляя, кстати, интересную информацию об эволюции техники огранки. Бриллиант – самый твердый из драгоценных камней, он служил эмблемой силы и часто присутствовал на личных гербах многих владык Европы.
Для элегантнейшего двора Бургундии и культурной аристократии, которую он собирал вокруг себя, ювелирная мастерская играла особую роль еще со времен основания. Рыцарское общество со своими сложными ритуалами и своими идеалами добродетелей и страстей, приписывало ювелиру особую значимость, поскольку его обязанности не ограничивались ролью придавать элегантность мужчинам и женщинам, но включали в себя и создание словаря символов и эмблем. Вспомним, хотя бы о знаменитой чаше Грааля, украшенной изумрудом, выпавшим из короны Сатаны, когда он летел из рая в ад.
Символическим выражением превосходства, тесно связанного с иерархической структурой двора герцога, были рыцарские ордена, богато украшенные драгоценными камнями, которые не только отмечали доблестное служение, но и вдохновляли на служение более высоким идеалам. Самым известным в Бургундии XV в. был орден Золотого руна – подвеска в виде золотой овечьей шкурки.
Новое понимание элегантности женского костюма второй половины столетия вело к зрелой эстетической чувственности, порожденной синтезом классических, гуманистических и античных эстетических представлений. Роскошные наряды второй половины столетия демонстрировали новый гармоничный диалог между ними и драгоценностями: и те, и другие обнажали красоту естественных форм человеческого тела, подчеркивая его достоинство. Живописные работы флорентийских художников эпохи тщательно документируют новый стиль элегантности, вдохновляемый классическим сочетанием римского искусства и использованием украшений как произведений искусства, декоративного элемента и магического талисмана, использующего драгоценные камни как символы.
Во Флорентийской республике начала века кроме монументальных ювелирных работ для церкви в тех же магазинах процветало изготовление светских украшений. Мастера высочайшего уровня обрабатывали ценные материалы, которые поставлялись с севера Европы через города Фландрии.
В портретах XV в. прическа флорентийской знатной дамы часто украшена нитью жемчуга и драгоценностями: маленькие заколки из драгоценного металла сделаны в виде драгоценного камня, окруженного жемчужинами. Следуя линии шеи, украшало декольте, которое мода требовала обнажить как можно больше, ожерелье из жемчуга или кусочков кораллов, в центре которого часто находилась подвеска из драгоценного камня. Элегантными подвесками часто украшался и шелковый лиф. Среди самых распространенных подвесок – многоцветная смальта в золоте с изображением религиозного сюжета – распятия, рождества, - или лика святого, что выражало личные религиозные предпочтения. Драгоценные камни, вставленные в подвески, - рубины, символы женской любви, бриллианты, носители идеи силы и стойкости, и жемчужины, эмблемы чистоты.
Существовали также булавки для плаща с драгоценными камнями и жемчугом в оправе и кольца с одним камнем, но одеваемые на каждую фалангу каждого пальца. Иногда кольцо имело функцию не только украшения, но и символа личных отношений. Естественно, круглая форма украшения могла интерпретироваться как символ вечности и, следовательно, прочности чувств. Кольца, подвески и другие украшения чаще всего дарились по поводу свадьбы и рождения, а при смерти владельца они входили в состав наследства и как таковые часто указывались в описи. Некоторые были особо значимыми по форме или цвету, или экзотичными или курьезными, такие, как подвеска, принадлежавшая миланскому герцогу Людовику Моро, с жемчужиной в форме капли или большой оправленный бриллиант по имени «Волк».
Как известно, Возрождение называется так, в частности, потому, что в эту эпоху приобрело особую ценность античное наследие, которое не было, однако, уделом музеев, а обрело новую жизнь. Среди наиболее значимых находок объектов роскоши и культуры греко-римского времени были резные геммы, камеи и интальо, сделанные на драгоценных камнях или камнях твердых пород, таких, как агат или оникс. Их находили при раскопках руин Города (так просто называли Рим) и в XV в. стали символом эпохи несравненной артистичности и этичности.
В инвентарной описи драгоценностей, повседневных и коллекционных, оставшихся после смерти Лоренцо Великолепного, присутствуют все драгоценности и ценности семьи Медичи, властителей Флоренции. В ней кроме общеизвестных в ту эпоху украшений - таких, как кольца, ожерелья из янтаря, ветки кораллов, украшенные пояса, подвески – геммы и т.п., - присутствуют многочисленные античные находки, кубки и чаши из твердых пород, золота и серебра и коллекция камей и интальо из агата. Среди находок, принадлежавших Лоренцо, много таких, которые помечены его инициалами. Очарование этих древних маленьких произведений искусства кажется заключенным в мастерстве резьбы. Но не только. Резьба в геммах должна была соответствовать вырезаемым изображениям. Профили императоров, божества, греко-римские олимпийские герои, аллегорические изображения и мифологические сюжеты угасшей золотой эпохи в искусстве и мышлении будили «романтические» чувства и воображение гуманистов.
Инициатором создания этой коллекции драгоценностей был Козимо Старший. Чтобы не пропустить ни одной ценной находки, он открыл неограниченный кредит в своем банке гуманисту и коллекционеру, великому знатоку античности Никколо Никколи, чтобы он следил за вещами, сданными в залог. Среди них могли попасться и античные вещицы. Находки пребывали в основном из Рима – из катакомб и с кладбищ, или выявленные после землетрясений на территории археологических памятников. Во Флоренции они были редкостью, представляющей ценность для коллекционеров, которые определяли запрос и цену на рынке.
Изображения античных художников играли роль образцов истинной власти и добродетели, понятных для тех же Медичи. Носителями вневременной ценности добродетелей были античные боги, аллегорические персонажи и символы. Можно предположить, что геммы играли основную роль в «возрождении древнего язычества» или в том же возрождении поэтичного и образного искусства через образы античных божеств и изображение языческих культов. Однако нужно отметить, что в реальности это возрождение не имело никакой религиозной ценности, оно было прежде всего поэтическим и этическим, существовавшим в полной гармонии, а не в противопоставлении с христианством.
Часто в антикварной коллекции резных гемм встречались мотивы, которые становились предметом философского и филологического страстного и оживленного обсуждения гуманистов. Резные изображения мифов на геммах способствовали познанию мира, заставляя задуматься над проблемами мироздания. Однако гемма считалась также мощным талисманом, проводником космической энергии, способным притягивать высшие силы. Геммы стали знаком принадлежности к элите – денежной и духовной.
В XV в. драгоценности играли роль как эстетическую, так и символическую. Существовал некий словарь магических свойств драгоценностей. Он был основан на работах греков и римлян, таких, как Плиний Старший. В представлениях как эпохи античности, так и Возрождения, редкость и ценность камней были характеристиками не только абстрактными, но и способными выражаться в защитных свойствах талисманов и амулетов.
Так, бриллиант, воплощение огня и железа, был символом непобедимой и непреходящей во времени силы, способной, в частности, переходить к тому, кто им владеет. Среди остальных присущих ему качеств надо отметить фармакологические: бриллиант считался противоядием, защитником от приступов бреда и безумия, успокаивающим средством во время ссор и споров и освобождающим от безотчетного страха. С точки зрения астрологии он зависит от энергии Марса, непобедимого воина. А переходя на уровень христианской символики, бриллиант представляет Христа, воплощение духовной силы и беспримерного мужества.
Рубин связан с огнем своим цветом и блеском и является эмблемой милосердной любви. Из-за своей связи с Солнцем он, как полагали, увеличивал жизненную энергию, придавал радость духу и активность тому, кто его носит. Эти символические качества рубина делали его частым украшением женских нарядов. В плане религиозной символики он – Слово Божие и знак мученичества.
Сапфир благодаря своему небесному цвету является квинтэссенцией воздуха. Способный охлаждать, он ценился как средство против жара. Своей зависимостью от Юпитера сапфир, независимо от того, оправлен он или нет, мог дать тому, кто его носит, новые способности, стимулировать мышление, заботиться о чести и принести успех. В христианской символике сапфир был знаком небесных добродетелей, которым стремятся следовать святые в своей земной жизни.
Из-за своего зеленого цвета изумруд был связан с водой. Он считался зависящим от Венеры, но имел фармакологическое значение как противоядие для похотливых желаний, ведя владельца к нравственной чистоте. В христианской символике изумруд означал веру и бессмертие души.
В жемчуге, носителе лунной энергии, видели способность противостоять меланхолии и защищать органы, зависящие от Луны. В христианской символике он представлял Христа, сохранившего свою невинность.
Веточки коралла считали способными защитить от демонических сил благодаря крестообразному расположению его отростков. Он рекомендовался в качестве амулета для детей, а также как средство против зубной воли.
Интересным документом является картина Петруса Христуса, хранящаяся в музее Метрополитен в Нью-Йорке. На ней детально изображен магазин ювелира, который посетил святой Элиджио, покровитель ювелиров. В магазине на полках шкафа выставлены как материалы – жемчужины, ветки кораллов, рубины, - так и готовые изделия – кольца и колье. Наряду с отдельными камнями на картине с фламандской тщательностью выписаны светские и литургические предметы, такие, как дарохранительница из золота с круглым хрусталем. Письменные документы эпохи подтверждают, что изготавливаемые и реализуемые товары были разнообразными: от деталей одежды до литургических предметов, от оправы до камней.
Святой Элиджио – покровитель ювелиров и сам ювелир, известный в истории – и не только церковной – своего времени. В VII в. король Клотар II заказал ему трон, заранее выдав золото на его изготовление. Элиджио работал со всей возможной точностью и экономностью и сделал из данного ему материала не один трон, а два. Он представил королю первый, и когда тот приказал вознаградить его, представил и второй. «Я никогда не видел столь честного ремесленника!» – воскликнул Клотар. Конечно, это легенда, но, к счастью, существуют и исторические свидетельства, в том числе монеты, помеченные именем Элиджио, поскольку король поручил ему возглавить монетный двор в Париже, а также сделал его своим советником. Кроме того, Элиджио выполнял и другие ювелирные работы, чаще всего реликварии для мощей святых. Однако работа не заставляла его забыть и об еще одной своей обязанности - заботиться о свой душе, поэтому после смерти короля Элиджио оставил двор, чтобы стать священником. И как он был образцовым ремесленником и образцовым советником короля, так же он стал образцовым пастырем и в 641 г. был рукоположен во епископы в кафедральном соборе города Руана.
Епископская деятельность святого Элиджио была весьма разнообразной, и он играл заметную роль в общественной жизни Франции. Этот святой, его личность породила множество легенд, что свидетельствует о его значимости для своей страны и своего времени. Отличный мастер Элиджио упокоился 1 декабря 660 г. в Нойоне.
Каждая мастерская возглавлялась по меньшей мере одним мастером, ответственным за все, что в ней происходит. Он мог иметь помощников двух основных категорий – подмастерья и ученики. Первые получали оплату в соответствии с периодически обновляемым контрактом, но были обязаны всю жизнь оставаться в зависимости от хозяина, чтобы при переходе к другому мастеру он не мог выдать ему секреты техники. Вторые, наоборот, готовились работать самостоятельно. Их обучение длилось около 6 лет. В период обучения мастер, как правило, заботился об их проживании, пропитании и одежде, но не был обязан выплачивать им регулярное вознаграждение. Существовали очень строгие правила, обеспечивавшие верность учеников хозяину.
Сцена в ювелирной мастерской также изображает характерные особенности мануфактуры эпохи. Присутствие Элиджио, покровителя ювелиров, говорит о том, что Петрус Христус изобразил мастерскую одного из членов гильдии. В богатых городах художественные и мануфактурные корпорации были весьма могущественными, они распоряжались большими финансовыми средствами и участвовали в городской политике.
Могущественная корпорация ювелиров существовала и во Флоренции XV в., где древняя торговая традиция предоставляла ремесленникам, торговцам и финансистам возможность обогащения, способствуя обращению денег. Еще с предыдущего века она участвовала в самых значимых выставках города, например, в выставке шелка, одной из семи крупнейших. Для того, чтобы участвовать в ней, было необходимо иметь мешок денег или родителя, уже участвовавшего в выставке и признанного как ее маэстро. Такие выставки гарантировали профессионализм мастеров, прежде всего их династий, и уменьшали риски, связанные с конкуренцией. Короче говоря, корпорация определяла права и обязанности всех тех, кто занимается данной профессией.
Церковное законодательство стремилось ограничить использование и ценность украшений (которые, казалось, множились в эту эпоху экономического благосостояния), чтобы преградить путь безвкусной и вызывающей социальное напряжение показухе. Такие законы, с одной стороны, кажется, указывают на необходимость держать в узде роскошь по этическим соображениям, а с другой, похоже, ясно демонстрируют растущее распространение ювелирных магазинов.
Стремление избежать слишком явного противостояния богатых и бедных слоев населения определяло и правила в области рекламы. Законодательство, связанное с торговлей драгоценностями, предписывало выставлять товар только внутри помещения и запрещало публичные выставки и привлечение внимание прохожих выкриками. Но торговцы находили способы продемонстрировать свой товар, иногда весьма специфические.
В XV в. каждый год на Богоявление длинная вереница синьоров и синьор, роскошно одетых и с драгоценными украшениями, фланировали вдоль центральных улиц празднично декорированной Флоренции. Торжественный парад, который вошел в моду уже с конца предыдущего столетия, готовился одним сообществом – Братством Волхвов, ответственным за организацию и проведение религиозного праздника. Театрализованное шествие Магов и их свиты придавало празднику эмоциональную окраску, в то время, как наряды и украшения способствовали тому, что центральный момент христианской литургии приобретал красочную пышность. Эффектный блеск шелка и парчи, а также золота и драгоценных камней, превращая священнодействие в мирское событие, придавал процессии изысканный аромат галантного мира, чьими наиболее характерными признаками были материальные ценности. А ювелиры использовали ее как демонстрацию своих богатств и как рекламу образцов собственных изделий.
Драгоценные камни и металлы были самыми любимыми среди предметов роскоши фламандских торговцев, для которых они были и эксклюзивным объектом торговли, и предметом их личного использования. Как раз в ту эпоху появилась богатая буржуазия, стремящаяся прикрыться купленными знаками социального престижа, в том числе предметами искусства и ювелирного мастерства. Важными свидетельствами развития украшений в костюмах богатых фламандских торговцев являются многочисленные картины, которые реалистично обессмертили вид и цвет украшений эпохи. В этих живописных документах - короны, колье, броши, подвески, вышивка с применением драгоценных камней, по форме следующие традициям поздней готики. К сожалению, при общей практике модернизации изделий и перенесения камней в более современные изделия сохранилось мало подлинных ювелирных украшений той эпохи.
С ростом буржуазной клиентуры и, как следствие, широкое распространение ювелирных украшений, они медленно, но неотвратимо теряли свою ценность как демонстрация власти, которой они характеризовались в средневековье, приобретая все более современный смысл как дополнения к нарядам. Так, кроме цеха при герцоге для снабжения двора и его окружения ценными предметами, во фламандских городах работали ювелирные мастерские со своими магазинами, некие лаборатории – магазины, где можно было сразу же купить или заказать украшение для личного использования.