«Люди делятся на две категории: те, кому я нравлюсь, и дураки. Мнение дураков меня не интересует.»
Нет, ну как всегда, сплошная путаница, а вернее — винегрет: все тщательно измельчено и перемешано вплоть до потери смысла! В огромном количестве статей утверждается, что Дед Мороз, Санта Клаус, Святые Николай и Василий, а вместе с ними — Йоулупукки и прочие суть одно и то же: символ Рождества и Нового года. Но это совсем не так.
Дед Мороз, как ясно из его имени, - персонификация сил природы, а именно зимних холодов. Он Хозяин зимы. Согласно одной версии, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей. В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. В сказке "Морозко" он добрую трудолюбивую девушку поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов. Дед Мороз в России появился в 1840-ом году. Писатель и князь Владимир Одоевский написал рассказ, который назывался «Мороз Иванович». Это была литературная обработка сказки «Морозко». С тех пор образ Дедушки Мороза ассоциируется с добрым старцем, приносящим подарки в дни праздника. Как мы помним, в сказке Морозко убил отрицательных героев. Одоевский же переделал ее так, что Морозко просто не одарил их ничем в то время, как положительные герои вернулись домой с многочисленными подарками. Именно поэтому до сих пор детей предупреждают – будешь хорошо себя вести, Дед Мороз придет и принесет подарок. А если будешь шалить – заморозит тебя и подарков не даст.
Сродни ему и другие зимние герои северных стран - во Франции это Шаланд (Chalande). В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей. В Румынии «снежного дедушку» зовут Мош Джерилэ. Но к Рождеству все они не имеют никакого отношения, да и к Новому году тоже. Скорее уж, действительно к плодородию и культу мертвых. «Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один "человек", одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза».
В теплых странах дед Мороз и его зимние собратья были не очень актуальны. Но подарки детям дарили и там. В Монголии это делал Tsagan Ebughen tngr (старый белый бог), покровитель плодородия.
Санта Клаус, Микалаус, святой Николай, а также святой Василий — они тоже ни с Рождеством, ни с Новым годом никак не связаны — ни датами, ни судьбой, ни своими сочинениями. Но: на Кипре есть новогодний пирог - «василопита». Этот пирог, как и во многих странах мира, печётся с сюрпризом внутри. Киприоты отмечают в Новый год память Святого Василия – покровителя неженатых и незамужних, по молитвам к которому молодые люди находят свою любовь. А любовь — это продолжение рода, основа плодовитости, так сказать.
«Много-много веков назад, в древности, был такой город – Мирра (Малая Азия), в котором жил благочестивый юноша Николай. Он был единственным ребёнком у своих родителей и рано осиротел. Жил он оторвано, в уединении ото всех. Но вот однажды, он узнал от своего старого слуги, что есть одна девушка, живущая на городской окраине, которая хочет выйти замуж, но не может сделать этого за неимением приданого. И вот Николай сказал: «У меня всё есть. Всё чего бы я ни пожелал, в то время, когда рядом есть неимущие люди». И вот постепенно у него созрел план. Он пошёл в свою сокровищницу, взял нужную сумму и ночью, закутанный в длинный плащ, дабы не быть узнанным, прокрался юноша к дому той девушки и положил свёрток ей на окно. Уже наутро, по всему городу ходили слухи о том, как небесный ангел помог влюблённым воссоединиться. Молодые сыграли свадьбу.» Так что он тоже покровитель влюбленных.
И все «деды морозы», и святой Николай, и святой Василий, и монгольский старый белый бог связаны с плодовитостью, дарят детям подарки и изображаются как пожилые люди с бородой. Как связаны между собой эти три характеристики? И какое отношение они имеют к Рождеству или к Новому году? Может быть, у них был общий «прародитель» (я имею ввиду как новогоднего персонажа, естественно, не как святых или персонифицированных сил природы)?
Попробуем найти ответы в древней Римской империи, где почитался Сатурн (Saturnus от satus — посев), бог земли и плодородия. Изображение Сатурна в течение целого года, за исключением декабрьских празднеств, у подножия было увито шерстяными лентами и как бы заковано, чтобы исходящая от бога благодать вечно была связана с городом и народом. Однако и с ним все не так просто. Он произошел от древнегреческого бога Кроноса или Хроноса, объединив два лика одного бога. Хронос - великий бог Времени и земледелия, один из титанов, сын Урана и Геи. Мать уговорила Хроноса оскопить отца серпом, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость и самому сесть на престол, (серп — символ земледелия, - которым он оскопил Урана, Хронос бросил в море у мыса Дрепан (Серп) в Ахайе. Этот серп хранился в пещере в Занкле (Сицилия); он же освободил своих братьев и сестер, которых его отец возвращал в недра земли — символ смерти и возрождения). Гея также предсказала, что Хроноса победит уже его собственный сын, из-за чего тот принялся поедать своих детей еще младенцами (отсюда - образ "Времени, пожирающего своих детей", символ смерти). Однако, его жена Рея сумела подсунуть вместо самого младшего сына Зевса булыжник, завернутый в ткань, а самого младенца тайно вскормить в критской пещере. Возмужавший Зевс опоил Хроноса волшебным питьем, и тот изрыгнул на свет проглоченных ранее своих детей, которые под предводительством Зевса объявили войну титанам, длившуюся 10 лет. По одним мифам Хронос примиряется с Зевсом и остается правителем на острове блаженных (образ "благодатного времени"), где пребывают мертвые; по другим данным Хронос и остальные титаны были сброшены в тартар. Связь времени и земледелия отчетлива во временах года, связь земледелия и зимы со смертью и возрождением тоже очевидна, как и связь возрождения с Новым годом. Время — седое, зима — тоже... Седобородые зимние старцы, покровители плодородия накануне нового года... Ну, а как с подарками? Что-то не вяжутся они с суровым поглотителем детей.
В Риме Сатурн-Хронос был прежде всего богом земледелия, с серпом или колосьями в руке. Праздник в его честь — сатурналии - приходился на последнюю половину декабря. В семьях день проходил в веселье, причём друзья и родственники обменивались подарками. Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней (в заключительный период — семи). Среди праздничных подарков фигурировали, в числе прочего, cerei (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник сатурналий приходился на время зимнего солнцестояния; вторые являлись пережитком обряда жертвоприношения Сатурну. Вот вам и подарки.
Конечно, сатурналии были связаны и с Рождеством, но последнее уже имело своего протагониста, рядом с которым никакие деды морозы не были уместны. А вот праздник Нового года в своем покровителе нуждался... Старом, белобородом, дарящим подарки, как добрый дедушка, приходящий с блаженных островов мертвых (ну или из сонма святых).
Вроде бы все хорошо в этих рассуждениях, но вот как быть с такими персонажами, как Баббо Натале в Италии, Пер Ноэль во Франции, Фазер Кристмас в Англии, чьи имена переводятся как «отец Рождество»? Они появились достаточно поздно, как считается, в период Реформации, когда святые были не в моде. Но любое имя носил хотя бы один святой. Как же назвать новогоднего героя? Для стран хотя бы относительно теплых Дед Мороз явно не подходил. Так и возник этот странный персонаж...
Ну неужели все-таки никто из многочисленных зимних протагонистов не связан с Рождеством? Вот в Германии подарки детям приносит сам Малыш Иисус, а в Финляндии это делает Йоулупукки. В Эстонии есть Йыулувана, и он похож на своего финского родственника. Дословный перевод слова Йоулупукки звучит как «рождественский козел». Дело в том, что раньше времена подарки в рождественскую ночь по домам разносили ряженные. Рядились они по большей части в костюмы животных, причем самым популярным персонажем мистерии был почему-то козел. Но перевести это имя можно и как «лесной человек». Он живёт на горе Корвантунтури не то в избушке, не то в самой горе. Вместе с ним живёт жена Муори (Мария) и гномы. Под Рождество Йоулупукки ходит по домам, угощает послушных детей и наказывает непослушных, для чего носит с собой розги. Кое-какие символы роднят его с Рождеством (с некоторой натяжкой в нем можно увидеть Иосифа), но все же он скорее «родственник» Деда Мороза. Да, персонажи и символы Рождества совсем другие. Наиболее известный из них — вертеп. Название «вертеп» (по-итальянски «presepe») впервые появляется в Евангелии от Луки, который повествует о том, что Богоматерь после родов запеленала младенца Иисуса и положила его в praesepe, то есть – в ясли. Изобретением же собственно рождественского вертепа мы обязаны святому Франциску Ассизскому. В 1223 году, за две недели до Рождества, святой Франциск договорился с Джованни Велита – правителем Греччо – о том, что именно в этом городке он отпразднует Рождество Христово, воссоздав не только атмосферу Вифлеема, но и все бытовые детали места рождения Младенца. Так, при участии и содействии всего населения Греччо и родился первый в истории «живой вертеп» - инсценировка рождения Иисуса, а также – предшествующих, сопутствующих и последовавших за ним событий.
Вертепы богаты символикой. Например, вол и ослик – «персонажи» древнего пророчества Исайи: "Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет". И хотя слова Исайи никоим образом не относятся к рождению Иисуса, образы этих двух животных традиционно используются как символы евреев («волы») и язычников («ослы»). Хлев или пещера, в которых Мария произвела на свет Мессию, не фигурируют в канонических Евангелиях: они упоминаются лишь в Евангелиях апокрифических. Кроме того, не следует упускать из виду и тот факт, что пещера – древний и встречающийся у многих народов (особенно – на Ближнем Востоке) мистический и религиозный символ. Одно из самых известных божеств Персии – Митра – родился в пещере, 25 декабря. В пещере был вскормлен и сын Хроноса Зевс. Эти и другие символы Рождества хорошо известны. Но не так давно в России перед Рождеством стали продаваться красивые растения под названием Рождественская звезда. Вот легенда о нем пока не очень популярна. Растение это родом из Мексики, где жила бедная девочка по имени Инес. Ей очень хотелось в канун Рождества отнести Малышу Иисусу цветок, как это делают все остальные детишки. Но денег на покупку цветов у нее не было. Тогда она пошла по улицам города в надежде найти какой-нибудь полевой цветок, но сумела собрать только букет из веток какого-то кустарника. Чтобы хоть как-то украсить его, она прикрепила к букету красный бант — единственная у нее красивая вещь. Инес пошла в церковь, когда уже стемнело, думая, что там уже никого не будет и никто не будет смеяться над ее подарком Иисусу. Но когда она ставила букет перед статуей, она услышала за спиной изумленные восклицания и, обернувшись, увидела людей, которые стали спрашивать у девочки, где она достала такой красивый цветок. Теперь уже Инес удивленно взглянула на свой букет и увидела, что зеленые ветви окрасились в красный цвет, а маленькие ягоды в центре стали золотистыми и приобрели форму сердца. Девочка была счастлива, она поняла, что Иисусу ее подарок понравился, раз уж Он превратил его в самый красивый цветок Мексики — Рождественскую звезду.